А что мы знаем о фольклоре?

Apr 01, 2010 23:26

Читаемый мной регулярно журнал "Русский репортер" недавно затронул очень важную, на мой взгляд, тему фольклора.
Мне то вообще кажется, что вся наша эстрада это и есть народная музыка. Но, вот что об этом пишут более профессиональные люди.

статья // №11 (139), 25 марта 2010
Традиционные жанры русской народной музыки и их современные аналоги
Ломание

Псковское - «скобарь» - традиционная русская мужская пляска с элементами рукопашного боя. Слова в ломаниях не так важны: они сочиняются экспромтом и выкрикиваются спонтанно. Фактически пляска является тренировкой боевых навыков, исполняется как в одиночку, так и в паре или группе. Танцор совершает произвольные, выбивающиеся из ритма движения («коленца») и выкрикивает «не в лад» припевки - чтобы войти в озорное («бузовское») состояние.

Пример
Э, знали, Оля любит Колю,
Э, теперь хочется отнять.
Ой, я кину в море камень,
Ой, вы попробуйте достать.
(Скобарь под гармонь)

Аналог в современной городской культуре

Любой непарный танец с быстрыми, резкими движениями. Твист в 1960−е, диско в 1970−е, брейк-данс в 1980−е - все они выполняют ту же функцию, что и ломания, и призваны в конечном счете показать физическую силу и ловкость танцующего. Движения современных подвыпивших юношей на дискотеках фактически повторяют движения русского парня, исполняющего ломание. Нынешние дискотечные ломания происходят под музыку, которая зачастую не предполагает никаких слов: фанк, хаус, брейкбит, а также под R’n’B или (в отдельных случаях) попсу.



Пример

Счастье есть, его не может не быть.
Возьми с собой счастье.
Я нашел.
(DJ Groove, «Счастье есть»)
Карагодные (хороводные) песни

Протяжные песни сельской молодежи, исполняемые в хороводе, когда юноши и девушки собираются на улице, чтобы пообщаться друг с другом.

Пример

Конопель, конопелюшка, зелененька, ой-люли.
Что же ты, конопелюшка, не зелена стоишь?
А як же мне, конопелице, зелененькой быть?
Под корень конопелюшку вода сподмыла.
Посеред конопелюшку буря сломила…

(Карагодная круговая песня Брянской области)

Аналог в современной городской культуре

В 1980−е музыкой, объединяющей молодежь, в нашей стране стал рок, а «хороводом» - местом, где молодые люди собирались и хором пели свои песни, - стадион; там же происходило общение между полами. С тех пор в современной музыке не появилось ни одного направления, которое могло бы соперничать с классическим русским роком по объединительной силе. Неудивительно, что в местах сбора молодежи - во дворах, квартирах, подземных переходах - под гитару поют все те же рок-песни, сочиненные в конце 1980−х - начале 1990−х.

Пример

Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит, все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

(Группа «Кино», песня «Пачка сигарет»)
Голошение

Обрядовый плач с причитаниями, похоронный, поминальный, над рекрутом или свадебный. Над покойником «отголашивает» старуха - по обряду, нараспев. Причитания над рекрутами были связаны с тем, что в солдаты уходили на много лет, что фактически означало потерю юноши для семьи. Невесту провожали из родного дома в чужой, где ее ждал тяжелый труд. По погибшим на войне, не захороненным по обряду, голошения исполняли с кукушкой (вестница из загробного мира) летом в лесу.

Пример

Ужо ты, любовненькая доченька,
Ты вставай, моя любимая,
Тебя будят красны девушки.
Ты моя бедненькая горечиночка,
Собирайся-ко во чужú люди,
Ко чужому к отцу, к матери.

(Верхнелужское свадебное причитание)

Аналог в современной городской культуре

Протяжные поп- и рок-песни, основным содержанием которых является жалоба на жизнь с упором на личные переживания поющего. В России пик «голошений» пришелся на 1990−е годы: именно тогда появилась большая часть надрывных песен, которые исполняли Таня Буланова («Не плачь, еще одна осталась ночь у нас с тобой»), «Белый орел» («Потому что нельзя быть на свете красивой такой»), Вадим Казаченко («Больно мне, больно») и т. д.

Пример

Не плачь, еще одна осталась ночь у нас с тобой,
Слышишь? Не плачь! Еще один раз прошепчу тебе: «Постой!»
Не плачь, еще один всего лишь раз твои глаза в мои посмотрят,
И слеза вдруг упадет на руку мне, а завтра я,
А завтра я один останусь, без тебя,
Но только ты не плачь, не плачь, не плачь, не плачь…

(Таня Буланова «Не плачь»)
Частушки

Короткие шуточные песни любовно-бытовой и социально-политической тематики. Часто ситуативные, высмеивающие того или иного человека или обстоятельства, сочиненные экспромтом, зачастую нецензурные.

Пример

Девчонки, беда! Некуда деваться!
По колено борода - лезет целоваться!
(Частушка, записанная в 1960−е годы)

Аналог в современной городской культуре

Импровизация в рэпе (фристайл). Рэп зародился в Нью-Йорке, в Бронксе, в 1970−х годах, когда ямайские диджеи начали развлекать публику рифмованными речовками. Рэперы устраивали словесные поединки («баттлы»), отвечая друг другу речитативом. Рэп всегда предполагал смелое, резкое высказывание, отражал жизненные реалии бедных кварталов и живую речь их обитателей, не имел запретных тем. В России первыми рэперами стала группа «Мальчишник», чьи скабрезные и нецензурные рифмованные речитативы покорили молодежь в 1991 году. Сегодня в России более тысячи исполнителей рэпа, и круг их творческих интересов очень широк: от несчастной любви до острых социальных проблем.

Пример

Нам уже повредили здоровье в отделах,
Менты там занимаются беспределом.
И кстати, именно из-за них на районе плана нет уже три недели…

(Фристайл рэпера Noize MC на Арбате в 2006 году)

Пресса

Previous post Next post
Up