Оказывается эстрадное пение это новое слово в искусстве

Mar 07, 2017 18:02

Здравствуйте, дорогие блогоприятели!

Сегодня один молодой человек оставил у меня в блоге ( в разных постах ) ряд интересных комментариев, суть которых в претензиях к оперному вокалу.
Я попросил его повторить свои вопросы в новом посте, чтобы облегчить дискуссию и заодно пригласить вас!)
Итак...

Опера, Пение

Leave a comment

olegvarukhin March 7 2017, 16:00:43 UTC
Оперный вокал появился, когда потребовалось озвучивать большие театры живьём. В первую очередь, он разрабатывался с упором на громкость, остальное основатели оперной школы были вынуждены делать по остаточному принципу. В результате ради громкости приходилось мириться с рядом систематических недостатков.

1. Разборчивость текста. Тут два момента
1.1. Разгоном резонаторов можно сделать громче только гласные и вокализованные согласные. А невокализованные согласные сильно громче не сделаешь *
1.2. Для оперного вокала характерна маскировка гласных, чтобы голос звучал однообразно, узкие гласные приближаются по технике извлечения к широким
2. Внешний вид певца. Тут тоже есть два момента
2.1. Многие оперные певцы имели лишний вес. Герой-любовник с пузом - это несколько нелепо. При этом в среде оперных вокалистов бытует байка, что голосу нужен фундамент. Полагаю, что правда тут в том, что толстому легче удерживать правильное дыхание.
2.2. Мимика оперных певцов крайне натужная и неестественная (правда, про всех оперных певцов я такого сказать не могу). Да и не особо её видно в театре, там же не показывают певцов крупным планом.
3. Оперное пение очень отличается от звучания естественного голоса, и при этом достаточно характерно звучит. Показательно, что даже Паваротти писал, что когда тенор берёт высокую ноту, звук получается неестественный, как крик животного, поэтому публика получает удовольствие от приобщения к первобытной дикости (за точность цитаты не ручаюсь, но логика у него была именно такая).

Эта искусственность была вполне в эстетике эпохи Барокко, на заре которой зародилась опера. Но в эпоху романтизма назрел откровенный кризис. Под конец этой эпохи стали появляться всевозможные пародии ("Вампука"), в которых высмеивалась нелепость того, к чему пришло оперное искусство. И аккурат в год написания последней великой классической оперы "Турандот" (точнее, скоропостижной кончины её автора) появилось революционное изобретение, которое позволяло пересмотреть взгляды на вокальное искусство: динамический микрофон. Чтобы озвучить большой зал и заработать достаточно денег со вмещаемого этим залом количества человек, уже не обязательно петь громко, громкость за певца обеспечит микрофон. Стало возможно абстрагироваться от громкости и акцентировать внимание именно на художественных задачах.

Это сработало: большая часть современной вокальной музыки написана для певцов, поющих в микрофон. Вы и сами приводите наглядную статистику, что на сайте репетиторов наиболее востребованным является именно эстрадный вокал. Ещё интересное исследование, которое можно было бы провести - это статистика (например, по лайкам) востребованности классической вокальной и инструментальной музыки. Моя гипотеза состоит в том, что в большинстве своём оперный вокал не любят даже любители классики, даже они предпочитают инструментальную музыку. Правда, нельзя сказать, что опера вообще не востребована, по крайней мере в питерских оперных театрах на тех спектаклях, на которых я был, обычно аншлаг.

Лично у меня есть и другие претензии к оперному вокалу: это злоупотребление вибрато и заглублённый, слишком "солидный" звук, который получается из-за низкой гортани. Насколько я понимаю, низкая гортань - это тоже проблема конкретных школ, далеко не всегда оперных певцов учат её специально опускать. Например, в оперном пении англичан этого явно нет.

Понятно, что не стоит сравнивать с великими оперными певцами уровня Каллас и Паваротти попсовый ширпотреб типа Бритни Спирс. Об эстрадном вокале надо судить по лучшим представителям, которые ушли от академичной манеры и смогли решить художественные задачи, которые она решать не позволяет - такие как, например, Люси Рид или Бэт Гиббонс.

Reply

moskalkov_opera March 7 2017, 16:15:17 UTC
Главная Ваша ошибка в оценке значения микрофона. Грубо говоря, Вы ставите фотографов выше художников.

Reply

olegvarukhin March 7 2017, 16:27:26 UTC
Ну, я, скорее, за камерный спектакль в небольшом театре, где микрофоны не нужны, даже если певцы поют негромко.

Как правило, гуманитарии недооценивают влияние технической базы на культурные процессы. Великие эстрадные певцы - это именно художники, которые творчески использовали открывшиеся возможности новых технологий. И пришли к результатам, которые без этих технологиям были бы недостижимы. Вы читали, что писал Паваротти по поводу того, зачем он пел с эстрадными певцами? Он же не ради бабла это делал.

Reply

moskalkov_opera March 7 2017, 19:47:54 UTC
Великие эстрадные певцы это инвалиды по сравнению с великими оперными!
Если завтра произойдёт техногенная катастрофа, то, встав на улице со шляпой, я заработаю больше любого эстрадника.
Что же до Ваших вопросов в других ветках, то Вы путаете мух с котлетами. Кризис оперы как музыкального жанра никак не связан с исполнительским мастерством, расцвет которого пришёлся как-раз на время сильно после изобретения микрофона!
Что же до Вашего репетитора, то желание родителей учить детей эстрадному вокалу это именно невежество, а не естественный запрос рынка.
Я несколько лет занимался пропагандой оперы в провинции (почитайте мой блог по тэгу "Русская опера...") и убедился, что проблема лишь в почти полном отсутствии классики в сми!

Reply

olegvarukhin March 7 2017, 20:04:47 UTC
Если под кризисом оперы как музыкального жанра понимать то, что новые оперы практически не ставятся, то это тогда кризис академической музыки в целом. Новая академическая музыка в принципе не особо исполняется.

Насчёт исполнительского мастерства - согласен, более того, я полагаю, что во многом этот расцвет обеспечило развитие звукозаписи. Потому что появилась возможность учиться у мастеров прошлого не только по остаткам их голоса живьём (всё-таки, как ни крути - творческое долголетие певца - вещь индивидуальная), но и по записям, сделанным в то время, когда эти мастера были на пике формы.

А если завтра не дай Бог произойдёт техногенная катастрофа, скорее всего, людям будет вообще не до песен, и певцам любого жанра придётся отложить своё искусство до лучших времён.

Reply

moskalkov_opera March 7 2017, 20:09:21 UTC
Для владеющих голосом по настоящему это и будут лучшие времена!))

Reply

olegvarukhin March 7 2017, 16:16:58 UTC
* Примечание. Правда, я вот не уверен в их недостаточной громкости. Как правило, голос эстрадных певцов обрабатывают специальным эффектом "Деэссер", который, наоборот, глушит шипящие согласные путём динамического сжатия того частотного диапазона, в котором они находятся. Кроме того, когда я слушаю на записи, например, Наталью Рождественскую, у меня нет ощущения, что что-то не слышно или непонятно. Но это на записи, а не в театре.

Reply

belursus March 7 2017, 20:24:02 UTC
Ваша теория понятна: оперное пение как техника голосового покрытия звуком большого пространства, не прибегая к вспомогательным акустическим приспособлением. С приходом микрофона такая голосовая техника теряет свою актуальность для певца. Логичная теория.

Но что-то мне подсказывает, что, несмотря на логичность, эта теория не верна.

Reply

olegvarukhin March 7 2017, 22:09:11 UTC
Всё несколько сложнее. Для оперных голосов за время существования оперного искусства было написано много хорошей музыки, и для сохранения стилистической целостности эту музыку нужно исполнять если не так же, то, по крайней мере, похоже. А вот целесообразность написания новой музыки в таком стиле при наличии лучшей альтернативы - это большой вопрос. Ведь в реальности после изобретения микрофонов умерло не оперное исполнительство, а сочинение музыки для оперных голосов. Как Сергей справедливо заметил, расцвет исполнительского искусства произошёл значительно позже изобретения микрофонов. А современная опера давно уже не пишется для академических голосов. Рок-опера, техно-опера, панк-опера, рэп-опера, металл-опера. Есть, конечно, и исключения вроде Слонимского, но назвать его репертуарным оперным композитором никак нельзя. В принципе, тут я предпочитаю другое объяснение, которое я изложил в своём посте "Бах как диверсия", можете почитать, если интересно.

Reply

ext_1530368 March 26 2017, 14:33:57 UTC
В первую очередь, он разрабатывался с упором на громкость

Не столько именно на громкость, сколько на так называемую полетность голоса, т.е., грубо говоря, на произведение такого вокального звука, который хорошо летит в зал и, соответственно, хорошо слышен, даже в дальних уголках. Эффект полетности не всегда достигается чисто поднятием громкости. Ну понятно, что если орать, как реактивный самолет - будет слышно. Но, во-первых, далеко не у всех успешных оперных певцов громоподобные голоса. А во-вторых, не забывайте про пение на piano, т.е. как бы тихо (относительно forte), но зато с полной слышимостью в зале. И потом, даже громкое пение должно быть оптимально - чтобы звук был естественным, а пение не изматывающим. Бывают случаи, когда певцы пытаются искусственно «поддать звучкУ» больше, чем надо - что приводит к так называемой форсировке, когда звук становится натужным, теряет в тембре, но зато ложится бОльшей нагрузкой на голосой аппарат, приводя к потере качества голоса (а иной раз и к потере профессионального голоса вообще).

Разгоном резонаторов можно сделать громче только гласные и вокализованные согласные. А невокализованные согласные сильно громче не сделаешь

Тем не менее и были и есть певцы с прекрасной дикцией, различимой даже на галерке. Видимо, вы их не слышали. Хорошая дикция - это и природный дар, и технология, которой надо заниматься. Понятно, что когда колоратурные сопрано, например, заливаются соловьем у себя там на верхах. то им там не до дикции. Но в этих случаях она и не является сверхнеоходимой, ведь и соловья слова не самое главное в пении. :)

Для оперного вокала характерна маскировка гласных, чтобы голос звучал однообразно, узкие гласные приближаются по технике извлечения к широким

Да, это особенность техники академического пения - ровные гласные. Смысл: приближение вокала к инструменатальному звучанию (например, к звучании виолончели, у которой советовал учиться пению Шаляпин).

В т.н. эстрадном вокале (как правило в жанре именно поп-музыки) почему-то характерно, наоборот, утрированно пестрое озвучивание гласных. Это тоже особенность, на мой взгляд необязательная, хотя, я заметил, что многие ее используют ну очень уж нарочито. Впрочем, в исполнении действительно выдающихся поп-певцом, этого либо нет, либо не замечаешь, либо они то делают не изъяном, а фишкой. Но это тоже, как говорится, надо уметь.

Многие оперные певцы имели лишний вес.

Сейчас это скорее редкость.

Герой-любовник с пузом - это несколько нелепо.

А разве толстяк не может любить? Или разве какой-нибудь герцог не мог быть толстяком? :)
И потом, опера искусство условное, это не документальное кино. Конечно, обилие полных певцов на сцене - это несколько смешно, но за великий голос прощается многое. Лучше пусть поет толстяк с голосом Паваротти, чем блеет козлетоном сложенный как Аполлон тенор Хрюкин. :)

При этом в среде оперных вокалистов бытует байка, что голосу нужен фундамент. Полагаю, что правда тут в том, что толстому легче удерживать правильное дыхание.

Возможно, в этом что-то есть. Но дело, конечно, не в толщине, а в наработанных мышцах. Толстяком быть не обязательно, но и доходягой или, хуже, резко похудевшим тоже быть не надо. Всё по принципу: в здоровом теле здоровый вес. У каждого свой. (Избыточный вес - уже не здоровый.)

Мимика оперных певцов крайне натужная и неестественная (правда, про всех оперных певцов я такого сказать не могу). Да и не особо её видно в театре, там же не показывают певцов крупным планом.

Правильная постановка голоса подразумевает максимально приближенное к естественному звучание - свободное, без напряжения, что ведет за собой и естественную мимику (или специально разработанную под данную роль). Если мимика неестественна - у певца есть какие-то зажимы, т.е. в полной мере он пока техникой не владеет.

Reply

ext_1530368 March 26 2017, 14:35:15 UTC
Оперное пение очень отличается от звучания естественного голоса, и при этом достаточно характерно звучит.

Есть певцы с т.н. благородными тембрами, а есть с характерными. Бывают певцы с не очень красивыми тембрами, но благодаря своей выдающейся музыкальности и умению владеть голосом, также добивающиеся огромного успеха у публики. Т.е. в оперном жанре, как и в любом другом, важен не только голос как природные и даже наработанные данные, но и умение этим пользоваться с музыкальной т.з., а также, самое главное, у артиста должно быть что-то за душой, чтобы ему было, что сказать, о чем спеть - и уже не важно в каком жанре, какой техникой и т.д.

Показательно, что даже Паваротти писал, что когда тенор берёт высокую ноту, звук получается неестественный, как крик животного, поэтому публика получает удовольствие от приобщения к первобытной дикости

Ну так в этом вся и фишка. :) И не только для оперы. А рок, а соул, а джаз и т.п.? Там то же самое. Вспомним Дарию Ставрович с последнего «Голоса». Понятно, что в быту она так не орет. Но на сцене именно этот крик, как камлание шамана, сносит зрителям башку и вовлекает их в этой действо (некоторые скажут: беснование, но это вопрос вне данной темы).

Чтобы озвучить большой зал и заработать достаточно денег со вмещаемого этим залом количества человек, уже не обязательно петь громко, громкость за певца обеспечит микрофон. Стало возможно абстрагироваться от громкости и акцентировать внимание именно на художественных задачах.

Не просто акцентировать внимание на художественных задачах, а вообще заняться целыми пластами музыки, которые недоступны для широкого слушателя в безмикрофонную эпоху. (Хотя то не значит, что неоперные исполнители - это обязательно обладатели тихих голосов).

Опера осталась оперой. Микрофоны дали ей возможность не столько озвучивания, сколько звукозаписи. И мы получили множество шедевров. А другие жанры получили массовость, выдвижение большего количества талантливых исполнителей и т.д. Стало больше музыки. Это нормально и даже очень хорошо. Ведь опера - это не только техника вокала, это - определенный, достаточно ограниченный, пласт музыки, совершенно необязательно нравящийся всем. Музыки, которую на высшем уровне может исполнять весьма ограниченное (в мировом масштабе) количество артистов, достигших «просветления» в вокале. А остальным миллиардам, что, молчать что ли? :) Петь хотят все. Талантов в мире много. Необязательно это будут таланты оперного пения. :)

Это сработало: большая часть современной вокальной музыки написана для певцов, поющих в микрофон.

Хотя многое можно спеть и без микрофона (в смысле без усилителя). На запись, например. Для Ютьюба.

Reply

ext_1530368 March 26 2017, 14:35:51 UTC
репетиторов наиболее востребованным является именно эстрадный вокал

На мой взгляд, это в первую очередь вопрос музыкальных предпочтений. Человек любит эстрадную музыку (термин условный, конечно: поп, рок, джаз - всё это как бы эстрада :) ), значит, ему, понятное, дело опера не сдалась ни в коем разе. :) Ну он и идет учиться эстрадному вокалу, чтобы петь любимую музыку. С одной стороны, это разумно. Тем более, что пение в разных жанрах подразумевает свои особенности техники, которые педагоги эстрадники как раз и должны бы по идее знать.

Однако человек, имеющий более серьезные, чем любительские намерения в освоении техники вокала (постановке голоса) поспрашивает знающих людей и выяснит, что лучший вариант - это все-таки получить базу у педагога классического вокала, потому что как ни крути эта база присутствует и в пении в любых других жанрах (любительское пение под гитару в стиле бардов здесь, конечно, не рассматривается).

С другой стороны, хорошие педагоги-эстрадники и сами это прекрасно знают и сами нередко выходят именно из среды обучающихся классическому вокалу. Проблема только одна: хорошие педагоги - редкость. Их нужно искать.

Ещё интересное исследование, которое можно было бы провести - это статистика (например, по лайкам) востребованности классической вокальной и инструментальной музыки.

Востребованность достаточная для заполнения залов. Т.е. своя публика всегда есть. И всегда есть потенциал, чтобы ее расширить (просто это уже требует каких-то спецусилий из серии господдержки и т.п.). Но с востребованностью поп-музыки несравнима, что, в общем, и не удивительно и вполне естественно.

Reply

ext_1530368 March 26 2017, 14:36:18 UTC

в большинстве своём оперный вокал не любят даже любители классики, даже они предпочитают инструментальную музыку.

Есть такой пласт любителей классической музыки. Оценить его процент не берусь. Но думаю, не больше процентов 30.
И потом, вокальная музыка - это не только опера. Есть еще очень любимый теми же нелюбителями оперы кантатно-ораториальный жанр (Бах, Гендель и т.д.).
Кстати, нелюбовь некоторых любителей классической музыки к опере, возможно, также связана с жанровыми предпочтениями. Просто они любят, допустим, барокко, а опера - это в основном 19-20 век. Иные фанаты Баха и Шопена-то на дух не переносят, про Верди я вообще молчу. :)

Правда, нельзя сказать, что опера вообще не востребована, по крайней мере в питерских оперных театрах на тех спектаклях, на которых я был, обычно аншлаг.

Опера востребована у тех, кто был на удачных спектаклях и выдающихся исполнителях и испытал силу воздействия этого искусства. Таковая сила у него есть 100%-но, это подтверждено, так сказать, многолетней практикой. :) Но сейчас делают большой упор на постановочную часть, тогда как сила воздействия - это композитор и исполнители. Плохие исполнители только отвращают. Классные - «сносят башку». :)

Хотя я, например, наиболее сильно проникся к опере скорее по записям. Когда послушал, как поют старые мастера (например, на меня огромное впечатление оказала запись «Бала-маскарада» 1943 года с Джильи; или советские записи 1930-х, и мн. др.)

Лично у меня есть и другие претензии к оперному вокалу: это злоупотребление вибрато

Кстати, вибрато в академическом вокале не является частью нарабатываемой техники. Это не прием, это естественное следствие правильно поставленного голоса. Естественное, следствие, естественно, подразумевает и какие-то естественные пределы: вибрато должно комфортно восприниматься на слух (хотя тут восприятие несколько индивидуально). Отсутствие вибрато - это «пионерский», нельющийся звук, слишком сильное с низкой частотой, переходящее в качку голоса  - следствие неправильной постановки, утомления или старения вокального аппарата или, реже, чисто индивидуальная, неискоренимая особенность. То же самое касается и вибрато с большой частотой, переходящего в тремоляцию, «блеяние». Я, например, из-за этого не могу слушать знаменитого советского баритона П. Лисициана: на мой слух, слишком частое вибрато (а кому-то нормально). Хотя здесь очень важно понимать: впечатление от певца с в записи, и вживую может отличаться кардинально.

заглублённый, слишком "солидный" звук, который получается из-за низкой гортани.
Это тоже не у всех. Есть легкие, лирические, по природе голоса, у которых этого нет или ярко не выражено. Хотя пение на т.н. дыхании, с вокальным зевком в любом случае подразумевает опускание гортани (при том, что необязательно, на этом концентрируется внимание певца). Были, однако, и технологии, когда гортань опускали специально. По таким принципам учились знаменитые тенора Марио дель Монако и отчасти Франко Корелли. Но это ураган, а не голоса, «солидность» там последнее, о чем можно подумать.

Но сам эффект «солидности», конечно, у многих оперных присутствует, особенно у баритонов и басов. И он дает комический эффект, когда они такой манерой начинают петь не оперу. Да, это как раз тот самый случай, когда оперный не может петь эстраду. Потому что поет неестественно. Ну так нечего ему туда и соваться. Есть оперные певцы, которые умеют менять манеру, не меняя техники.

Об эстрадном вокале надо судить по лучшим представителям, которые ушли от академичной манеры и смогли решить художественные задачи, которые она решать не позволяет - такие как, например, Люси Рид или Бэт Гиббонс.

Я не знаю, кто такие Люси Рид и Бэт Гиббонс, но считаю, что свои гении есть во всех жанрах. Опера - это только один жанр из многих. Гениев, умеющих петь в разных жанрах, еще меньше.

Reply


Leave a comment

Up