Атеизм и культура.

Nov 16, 2010 19:35

    Хочу опубликовать у себя наиболее близкие мне отрывки из новой статьи Николая Зайкова  "О культуре, красоте и искусстве".

"...Утверждения со стороны атеистов о православных храмах как о "домах с крестом" видится мне не случайным софистическим приемом. Пока экскурсовод не расскажет, какой храм особенный-достопримечательный, наш эксперт может ходить мимо него хоть всю жизнь и кроме дома с крестом ничего не замечать. Культурная ценность любого исторического объекта для атеиста неизбежно обесценивается. "

".... За каждой культурой стоит культ - атеист же, отрицая культ, оказывается не в состоянии воспринимать и культуру. Отсюда и объяснения типа "просто красиво". Истинная, духовная ценность для него скрыта - и он довольствуется чисто внешней, геометрической гармонией и особенными размерами. Если он и понимает что-то интуитивно, то не может дать своим ощущениям верной интерпретации, мыслит стереотипами, копирует чужие "авторитетные" мнения. Но чаще атеист ничего не видит - поскольку не знает к чему присматриваться. А красота - это именно правильный взгляд на мир. "

"....Для атеиста что собор, что статуя Будды красивы из-за больших размеров, ввиду чего аналоги крайне редки, и, следовательно, "достопримечательны". Для меня - из за понимания и сопереживания их создателям. Они - через свои шедевры - входят в мою жизнь и меняют ее своим положительным примером.
Религиозная жизнь ежедневно ставит человека перед выбором: сколько сделать для себя, а сколько для Бога, при этом быт засасывает, не балуя положительными примерами, которые нужны как воздух. Создатель же шедевра с помощью божественного откровения увидел нечто, после чего о себе забыл, и не мог ни спать, ни есть без воплощения этой красоты в жизнь - чтобы другие увидели то же самое. Поэтому прикоснуться к шедевру, посмотреть на мир взглядом его создателя - большая удача.

В этом и заключается истинное искусство, которое нынче (и тоже в связи с распространением атеизма, ориентирующегося в искусстве на видимые, материальные проявления) модно подменять ремеслом (величие художественного фильма измерять кассовыми сборами и т.п.). Ремесло - то, что  человек делает ради материальных благ, ввиду природной необходимости поддерживать свое существование ("подходи, торопись, покупай живопИсь"), а искусство - то, что он будет создавать в любом случае, даже если ему не заплатят, с полной самоотдачей и невзирая на любые препятствия, голод, войну, разруху, потому что не может иначе.
В искусстве и проявляется наше надприродное начало, сила человеческого духа и безграничность таланта. Люди через искусство и сообщают своей культуре ту жизненную силу, которая толкает ее вперед; когда же иссякает этот источник, культура погибает. Но атеистический взгляд не способен отличить яд от бальзама - поэтому сегодня искусство, антиискусство, и псевдоискусство равноценны и свалены в одну кучу, людей приучили восторгаться всем, на что укажет авторитетный палец, будь то "Троица" Андрея Рублева, "Черный квадрат" Малевича или "живопИсь". Кухонные разговоры же сообщают нам горькую правду: 
- А какая от этой картины польза?
- От этой картины большая польза - она дырку в стене закрывает!
При этом и Запад, и Россия - умирают.

В это воскресенье мы с группой маленьких детей были (в первый раз) в парке Айвазовского (в Партените), где мне лишний раз пришлось наблюдать нынешнее состояние того, что именуют "культурой". Недостаток (по сравнению с Никитским ботаническим садом) растительности в Айвазовском решили скомпенсировать большим количеством статуй, новоделанных, языческих и местами совсем не детских. А чтобы это все вызывало восторг, везде где можно поставили по охраннику и табличке о штрафах. Многие принимали эту игру в утонченность всерьез и ходили с видом больших эстетов, шипя: "зачем вы пришли сюда с детьми!" Да отдохнуть пришли - тем более что продавались детские билеты, и нас вполне сами по себе радовали ликующие и радостные дети. Они действительно доставляли массу хлопот, удержать их от того, чтобы все пощупать и потрогать было очень сложно. Я в полной мере ощутил себя внутри миниатюры Райкина: "В греческом зале, в греческом зале! Ах Аполлон, ах Аполлон!" -) 
Все это было бы понятно, если бы Аполлон для этих эстетов что-то значил, они испытывали бы при виде его душевный подъем, стремление к совершенству - но ничего такого я не заметил. Они ходили с каменными лицами, тупо фотографировались на фоне экспонатов, чтобы потом похвастаться знакомым, и делали замечания про детей, мешающих им рассмотреть пенис или грудь у очередной статуи. Экскурсоводы с такими же каменными лицами несли ахинею: "Перед вами очень почитаемая в древности римская богиня Флора. С принятием христианства почитание богини не прекратилось, наоборот... По дошедшему до нас древнему преданию..." и т.п.

Культура для многих людей превратилась в формальность, форму, лишенную какого-либо содержания, силы, жизнеутверждающих начал. В нечто, что должен потреблять человек определенного материального статуса. Это неизбежное следствие атеистического мировоззрения понемногу проникает от атеистического большинства и в церковную среду, идет коммерциализация духовности, "купить" подменяет собой "выстрадать".
Недавно у кого-то из френдов видел хохму о реализации мироточивых икон - раз есть спрос, будет и предложение -). Но для религиозного человека увидеть фальшь в этом все же проще. Хоть я раньше и не задумывался об этом, но иконы, которые меня заставили купить при венчании, я убрал в другую комнату. А вот иконы обретенные, подаренные или иным путем "сами нашедшие меня" при стечении случайных обстоятельств, я держу всегда рядом.   

Культура, Блогоприятели

Previous post Next post
Up