Метрофобия, или Заметки одесского москвича после трагедии

Apr 02, 2010 19:48



Тут и возникло новое слово в моей голове - метрофобия. Только это понятие не классическое, не боязнь большого города, такого как российская столица. Это проявившаяся после терактов боязнь москвичей и гостей столицы гордости советских метростроителей - Московского метрополитена имени Ленина, который к слову до сих пор носит это название.


29 апреля на работу так и не поехал, работал дома. Благо журналистика и Интернет это позволяют. Услышав утром в новостях о том, что терактов сразу 3 (!) - немного опешил. Правда, потом это оказалось дезинформацией. Терактов удалось  шахидкам (!?) совершить только два. Хотя планировались видимо и другие. Но об этом позже. Кстати через Парк культуры я проезжаю по дороге на работу, но станцию на Кольцевой. Но кто знает,  как все могло повернуться, ведь прозвучали мнения, что террористы взорвали бомбу на этой станции случайно. Буквально через час после терактов нам сообщили, что след ведет в Чечню, и что смертницы были именно оттуда. Знали правоохранители и допустили трагедию или что-то другое? На следующий день уже выяснили, что, скорее всего они прибыли в Москву на автобусе, где не нужно показывать ни документы, ни багаж. Стоит только билет купить. Террористам вроде как нужно было передать «привет с Кавказа» московским силовикам, поэтому и Лубянка - там находится ФСБ. Второй станцией якобы должна была быть Октябрьская, там - МВД. Вот она и находится на Кольцевой линии, следующая станция после Парка культуры. Так в роковом вагоне и я мог оказаться.

Всё-таки опыт работы с международными новостями позволил мне заметить, что теракт спланирован по так называемому «палестинскому» или «израильскому» сценарию, а в этом случае терактов могло быть еще несколько на разных станциях и на разных линиях метро. И где еще «бабахнет» никто не знает. Ведь палестинские террористы-смертники часто проводят свои акции в час-пик в автобусах или на автобусных остановках. Именно они чаще всего пользуются «поясами шахидов», применяют не дорогую пластиковую взрывчатку С4, а более дешевые аналоги - двуперекись ацетона «домашнего» изготовления и ТНТ (тол, тринитротолуол).  При этом начиняют бомбы гвоздями, обрезками сетки, шариками, шурупами и другими металлическими предметами, чтобы нанести максимальный урон жертвам, так как взрывчатые вещества, используемые ими - маломощные и много их на себе не унесешь. В Москве же взрывали открытую бомбу с гексогеном, также начиненную обрезками арматуры и шурупами. Причем о самом веществе стало известно практически сразу после теракта. Гексоген - кстати довольно дорог. Достать его можно или там где производят, или в воинских частях. Случаи хищения из которых гексогеновых шашек в России происходят очень часто. С4 на 91 % состоит именно из гексогена. Позже вечером 29 апреля появились версии, что был это не гексоген, а именно пластид, та самая С4.

Но я отвлекся от темы. 29-го вечером, в день трагедии. В метро, по словам тех кто там был, оказалось не просто малолюдно, а даже безлюдно. 30 апреля ехал в метро по обычному своему маршруту, не в час-пик, уже после 10 утра и также обратил внимание на то, что под землей в три раза больше милиции и в два раза меньше людей. Таджиков-киргизов кстати, на той станции где сажусь, всегда много. В это утро не видел в вагонах ни одного, видимо боялись проверки регистрации доблестно выхаживающими по платформе курсантами академии МВД. А ехавшие люди всё-то по сторонам озираются, друг друга оценивают. Раньше не так смотрели, просто заинтересованно оглядывали, а теперь оценивают, да еще и анализируют, кем ты можешь быть и куда можно спрятаться в случае взрыва. Некоторые, увидев вошедших в вагон людей, казавшихся им подозрительными, просто выходили. «М-да, - подумал я, - да это настоящая фобия развивается». Сам тоже был немного напряжен и оглядывался. Так что и меня это коснулось. А еще в день теракта, днем 29 апреля один из мужчин вообще накинулся с кулаками на двух мусульманок в хиджабах зашедших на станции в вагон.

Другим шоком в этот день стали действия столичных таксистов. Таксисты в Москве - особая каста. Они на 80% состоят из так называемых лиц, «той самой национальности». Из всех моих, правда, немногочисленных поездок в московских такси за несколько лет, только один раз попался таксист славянской внешности. Куда ни посмотришь - на таксистов у станций метро, возле ночных клубов или ресторанов, у туристических достопримечательностей - все сплошь немного небритые, носатые и с ярким акцентом, обязательно на подержанных «пятерках», «шестерках», «девятках». Цены гнут конечно всегда немного заоблачные, торговаться с ними можно и нужно. Рублей 100-200 от запрашиваемой суммы есть шанс сэкономить. Так вот эти самые таксисты начали в 5-10(!) раз поднимать цены, когда поняли что после теракта одна из самых загруженных веток метрополитена - Сокольническая - не работает. Запрашивали несусветные 3-5 тысяч рублей (100 - 160 долларов) там, где раньше брали не больше 300 рублей. К слову, зарплата например кассира в московском кинотеатре всего-то 15-20 тысяч. Некоторые москвичи в своих блогах утверждают, что были и такие, кто просил 10 тысяч рублей (больше 300 долларов) и даже приводят номера некоторых таких таксистов.

Не такими уж меркантильными оказались остальные жители российской столицы. Были и просто проезжавшие мимо пострадавших станций люди на дорогих внедорожниках безвозмездно помогавшие пострадавшим и тем, кто опаздывал на работу. Они не гнушались ни лиц и одежды в копоти, ни пятен крови на куртках и частях тела. Некоторые москвичи, и более совестные таксисты, услышав по радио и телевидению о взвинчивании цен коллегами, намеренно брали свои машины и ехали к Парку культуры и Лубянке, чтобы помочь пострадавшим людям добраться до места назначения. Теперь в Интернете идет полемика, что делать с теми ушлыми таксистами, что так захотели нажиться на чужом горе, даже били стекла, фары и зеркала тем водителям, кто подвозил бесплатно. Номера то машин многие свидетели записали.

Особенно заинтересовала меня информация в некоторых СМИ, что на одной из станций был найден второй неразорвавшийся пояс шахидки… Странно, если женщина несла на себе два пояса, то почему взорвала только один и почему второй пояс не взорвался от первого взрыва. Или может быть кто-то его не успел взорвать и скрылся с места преступления, или пояс «нашли специально»? Появлялась информация и о том, что на станции совершенно другой ветки также нашли еще два (!) шахидских пояса. После масс-медиа заговорили о том, что оказывается смертницы не сами себя взрывали, а сделано это была с мобильного или дистанционного устройства мужчиной, внешность которого известна правоохранительным органам благодаря камерам наблюдения в метро. Он якобы сопровождал первую смертницу до Лубянки, подорвал её, потом отправился на Парк культуры где и подорвал еще одну шахидку.

Благо спецслужбы Москвы среагировали быстро. Спасатели через 9 минут прибыли на место первого теракта на Лубянке, совершенного в 7:57 утра. Многих удалось спасти благодаря их профессионализму и оперативности, как и слаженным и четким действиям бригад скорой помощи. Но возникает второй вопрос, который я почему-то не услышал в интервью ни с одним чиновником, президентом или политиком. А можно ли было предотвратить второй теракт? Этот вопрос напрашивался сам собой. Между двумя взрывами прошло 40 минут. Второй прогремел в 8:36. Время, вполне достаточное для того, чтобы поставить на уши всю милицию столицы, остановить поезда и вывести всех из метро. Милиция не сделала ничего. Половина милицейских машин Москвы наверно и личного состава оцепляла в это время Лубянскую площадь и перекрывала там движение, что на всю страну транслировали все телеканалы.

По рассказам очевидцев, когда стало затруднено движение на Сокольнической линии, пассажиры на станции Парк культуры, еще не знавшие о теракте на Лубянке, и удивленные задержкой в движении поездов, вопрошали работников милиции на станции о том, что случилось. Те в свойственной им манере говорили:  «Все в порядке, гражданочка. Технические проблемы».  А по громкой связи, сообщалось,  что закрытие переходов и задержка поездов произошли именно по техническим причинам.

Правоохранителей и работников метро понять конечно можно. Если бы после первого теракта объявили о нем в самой подземке или начали экстренную эвакуацию всех пассажиров, то это могло бы вызвать панику. А эффект обезумевшей толпы мог повлечь за собой еще больше жертв. А если бы 29 апреля не работало все метро Москвы, то в городе бы наступил коллапс. 8 милилонов человек, пользующихся этим видом тарнспорта, просто не добрались бы до своих мест работы, некоторые из которых стратегически важны. Да хоть те же медсестры или врачи больниц, оказывавших помощь раненым. В Москве мог бы наступить хаос. Но хоть как-то постараться предотвратить второй теракт всё-таки можно было. Создать хоть какую-то видимость действий. По словам очевидца взрыва на Парке культуры, когда он шел по станции чтобы сесть в тот самый злополучный поезд, машинист не просто объявлял, а срывающимся на крик голосом требовал чтобы пассажиры покинули вагон. Как только открылись двери, взрыв и прогремел. Навевает нехорошие мысли…

Многие жители столицы до сих пор, даже через четверо суток, 2 апреля 2010 года, боятся спускаться в подземку. А во вторник, 30 марта,  на службу «02» ГУВД  Москвы и в другие подразделения от неизвестных поступило 115 сообщений о возможных взрывах. Наряды милиции проверили все указанные объекты. Угроз обнаружено не было. Паника в Москве не началась, но начался массовый психоз. Стоит заметить, что в этот раз в терактах погибло 39 человек и пострадало 95. Ровно такое количество погибших - 39  было и во время теракта 6 февраля 2004 года в вагоне метро на перегоне между станциями  Павелецкая и Автозаводская. Стоит сказать, что своей цели - поселения в душах москвичей страха - террористы достигли. Ощутил это на себе  и я сам. Но где выход? Метро в Москве - спасающая сетка. От мегапробок, нереальных для других городов расстояний между районами проживания и работы, простой способ экономии времени на дороге. Я в Одессе добирался 1,5 часа на работу с расстояния в три раза меньше, чем за то же время добираюсь в Москве с помощью метро. Нам всем придется вновь и вновь спускаться под землю. Никуда мы от самого красивого метрополитена в мире не денемся, как небезопасен бы он не был.

Как же спастись от этой фобии? Каждый человек сам знает, что его может успокоить, а что нервировать. Кто-то читает молитвы, кто-то мантры, кто-то вспоминает доброе детство, кто-то просто повторяет «все нормально, я в норме, я спокоен». Все эти фобии мегаполиса давно изучены учеными и реальные способы спастись от них есть. Только вот за советом не стоит идти к соседке. Если уж совсем донимают страхи большого города, то лучше обратиться за советом к психиатру или психологу. Кстати, спасибо властям столицы за огромное количество номеров телефонов психологической помощи пострадавшим после теракта. В такие службы звонят не только жертвы или их родственники, но и просто люди охваченные страхом спускаться теперь под землю, если другие способы унять свою панику им не помогают.

Что же до того, чем могут обернуться теракты в Москве 29 апреля 2010 года, читайте в продолжении…

Москва, фобия, метро, Россия, терроризм, теракты

Next post
Up