До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей…
Осип Мандельштам, «Ленинград»
Санкт-Петербург! Долго я добирался в этот город. Многократно что-то мешало поездке, то погода, то финансы, то время. Но все же попал я в Северную Пальмиру в июле 2009 года. Впервые...
Сказать что я влюбился в Питер, этого будет мало. Не ожидал от себя, что мне в этом городе захочется остаться жить на второй день нахождения в нем. Мысль интересная, тем более я теперь уже в Москве, а не в Одессе. Питер стал немного ближе (на 720 км). Кто знает, может ты станешь моим третьим родным городом Северная столица?
Многие говорили, что отношение-значение-влияние-менталитет городов Москва - Санкт-Петербург в России такое же, как Киев - Одесса на/в Украине. Это оказалось правдой. И то что одни просто столицы, а другие - культурные; и то что одни на суше, вторые - на море; и то что менталитеты этих пар очень схожи. Ощущение чего-то своего, родного, знакомого с детства витало в воздухе узких и не очень улиц и каналов питерского центра. Может знакомые с детства фасады домов, построенных одними и теми же архитекторами, может просто дух той великой исчезнувшей империи (слова без политического акцента) остался в наших городах, таких далеких и, как оказалось, таких родных.
Стоя в 4 утра на Аничковом мосту, и вглядываясь в графитную воду Фонтанки, я понял, что это - мой город. Что я приехал сюда не потому что никогда не был, а потому что вернулся. Здесь была часть меня задолго до того, как я это осознал. Или я жил здесь, или я умер здесь, или я родился здесь когда-то… Но я БЫЛ и ЕСТЬ в этом городе, в этих пыльных и потрепанных фасадах русского классицизма, в серовато-тухлой воде каналов, в размеренно покачивающихся на воде лодках, в бесконечно простых и отзывчивых людях, в креативных названий кафешках, в квартирах, где на стенах неизменно висят холсты…
...Знал этих неподражаемых питерских домохозяек среднего возраста с именами которые могут встречаться только в этом городе - Флора, Амалия, Ариадна и с щемящей сердце правильной русской речью… Знал этих милых и простых девушек, совершенно спокойно смотрящих тебе в глаза, а не в кошелек… Знал этих подростков, беззаботно шныряющих на скейтах по брустверам и бордюрам Невского… Эти люди показались мне настолько знакомыми, настолько похожими на одесситов, что сравнивать их даже как-то не хочется. Да, конечно Север и Юг имеют большие различия, но что-то осталось такое в душах у жителей этих городов, чего нет у других. Может это гордость за то, что они стали потомками тех, кто вершил историю Российской империи в обоих этих городах, может это какая-то скрытая генетическая память принадлежности тому старому и правильному, чего я не заметил ни у москвичей, ни у киевлян…
Люди в Санкт-Петербурге непередаваемые. Милые и простые. Без каких-то амбициозно показных столичных заморочек, в удобной европейской одежде, без кича и гламура. Все просто светятся. Это - СВЕТЛЫЕ люди, не только внешне, но и внутренне. А цвет волос… Такого количества блондинов и блондинок я не видел никогда. Ну это понятно, рядом Скандинавия все-таки, север…
Европа… Попав в Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, я понял, что в Европе. Пусть и Восточной, но настоящей... Не вызывает Москва, хоть и является самым крупным мегаполисом Европы, никаких европейских ассоциаций, это евразийский город, как по значению так и по масштабному, какому-то показному азиатскому размаху… Недаром Петр Великий прорубал «окно в Европу» именно в дельте Невы. Европа заглянула в него, просочилась с балтийскими ветрами и осталась здесь навечно!
P.S. Конечно же много фотографий из Питера есть в цвете, но ощущения которые хочется передать как-то лучше всего смотрятся в графике, в ч/б. Ведь именно такие силуэты и тени этого города были тогда, когда нас с вами еще на свете не было...
Там, за рекой среди деревьев,
Все плещет память о гранит,
Шумит Нева и льдины вертит
И тяжко души леденит.
Иосиф Бродский
Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,
Город - вымысел твой.
Борис Пастернак
О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?
Фёдор Тютчев
И в небе сером холодные светы
Одели Зимний дворец царя,
И латник в чёрном не даст ответа,
Пока не застигнет его заря.
Александр Блок
Сурово желтеют старинные зданья,
И кони над площадью смотрят сердито,
И плещутся волны, слагая преданья
О славе былого, о том что забыто.
Георгий Иванов