Dec 11, 2012 14:00
Вот уже который год 12 декабря - День Конституции России - помечен в нашем календаре не как государственный праздник с дополнительным выходным днем, а как заурядная памятная дата, коих в российском синопсисе десятки. Быть может, поэтому, сегодня в России с легкостью принимаются законы, если не по букве, то по своему духу противоречащие Основному закону страны. Да что там законы, явное небрежение конституцией позволило «управляемому большинству» госдепов с легкостью изменить сам Основной закон и без видимых на то причин увеличить срок президентских полномочий, а заодно и своих.
Как известно, нынешняя Конституция РФ писалась под влиянием конкретной политической ситуации - затяжного конфликта Б. Ельцина со Съездом народных депутатов. Недаром ее чаще называют «ельцинской». Установленная конституцией система власти была в тот момент не столько выражением социальных требований гражданского общества, сколько шагом к усилению политического ресурса одного единственного «политического тяжеловеса».
От конституции, которую Б. Ельцин сконструировал для себя, все ожидали сильной президентской власти, но реальность превзошла все ожидания. Напомню, российский президент:
· глава государства;
· гарант конституции, прав и свобод граждан;
· обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти;
· определяет основные направления внутренней и внешней политики;
· представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
· назначает с согласия Думы главу правительства, председателя Центрального банка и увольняет их;
· назначает вице-премьеров и министров;
· может председательствовать на заседаниях правительства;
· увольняет правительство;
· представляет к назначению в Совет Федерации кандидатуры судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора;
· назначает судей других федеральных судов;
· формирует и возглавляет Совет безопасности;
· формирует Администрацию Президента;
· назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента;
· назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил;
· назначает и освобождает от должности послов;
· назначает выборы в Государственную Думу;
· распускает Госдуму в случаях, установленных Конституцией;
· назначает общенациональные референдумы;
· вносит законопроекты в Государственную Думу;
· издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ;
· подписывает и обнародует федеральные законы;
· использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами власти;
· приостанавливает действие решений органов исполнительной власти регионов, если они противоречат Конституции;
· осуществляет руководство внешней политикой;
· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
· подписывает ратификационные грамоты;
· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
· утверждает военную доктрину РФ, является Верховным главнокомандующим;
· вводит военное и чрезвычайное положение;
· решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
· награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания;
· осуществляет помилование;
· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
И это еще не полный список.
По логике демократического устройства власти, гигантские полномочия президента должны были бы компенсироваться встроенностью этого поста в систему разделения властей, сильных и самостоятельных. В нашем Основном законе принцип разделения властей содержится. Но система сдержек и противовесов явно слаба. Ветвей власти три - исполнительная, законодательная и судебная. А где же наш президент? Президент - вне системы разделения властей. При этом он обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может осуществлять помилование осужденных судом преступников. Но самое важное то, что глава государства, в руках которого огромные полномочия, не подотчетен ни одному общественному институту! Единственный способ проверить его легитимность - периодические выборы. При этом Ельцин отмерил для себя такую процедуру один раз в четыре года, его же преемники сделали ее еще более редкой - один раз в шесть лет. Однако понятно, что даже в этом случае, имея в руках колоссальную власть и ресурсы, глава государства всегда сможет заранее подстраховаться от возможных конкурентов. Поэтому и модель выстроенной у нас демократии отчасти плебисцитарная, когда президентские выборы являются, по сути, не актом выбора, а, скорее, вотумом доверия.
По объему своих полномочий и признаку невключенности в систему разделения властей российский президент приближается скорее к монархам. А система власти, прописанная в Конституции РФ 1993 г., напоминает ту, что была предусмотрена «псевдоконституцией» 1906 г.: в обоих случаях институт монарха (президента) вынесен за рамки разделения властей. И хотя в ныне действующей конституции отсутствует принцип престолонаследия, в реальности соответствующий механизм передачи власти наследнику не только сохранился, но и фактически состоялся.
При этом реальный статус исполнительной власти, согласно хорошо известным положениям нынешней российской конституции и обусловленной ими конструкции власти, делает права и возможности представительной власти политически ничтожными. В то же время исполнительная власть как политический институт, находящийся под патронажем президента, практически неуязвима. Тем самым создаются фактические возможности для непрерывного усиления политического влияния как президента, так и институтов исполнительной власти.
Такая конституционная конструкция укрепила режим личной власти, но неизбежно привела президента к ограничению политических контактов с Думой и гражданским обществом как таковым. Это, в свою очередь, заставило законодательные структуры по ходу дела приспосабливаться к взаимодействию с президентскими структурами и правительством, менять механизмы согласования интересов, корректировать свои позиции, торговаться. В результате законодательные органы стали постепенно утрачивать свою оппозиционность, а, следовательно, и политические позиции в целом.
В итоге режим президентской власти окреп и сохраняет свою стабильность, несмотря на низкий уровень жизни основной части населения, высокий потенциал протеста, международные вызовы. При этом формально закрепленная конституцией система президентской власти сохраняет в себе возможность перманентного превращения в суперпрезидентскую республику с серьезным потенциалом авторитарных форм политического регулирования.
К счастью, за истекшие неполные двадцать лет с принятия действующей конституции никто из президентов не выказывал откровенно диктаторских замашек. Но случись они, ничто в нынешнем Основном Законе не помешает установить всевластие и диктатуру.
Характер нынешней российской конституции в концентрированной форме подтвердил сохранение главных механизмов властного регулирования - «выборной ненаследуемой монархии», которые, помимо прочего (из-за усложненной процедуры импичмента) сделали крайне проблематичной ответственность правителя перед людьми. Гражданское же общество в этой ситуации остается заложником конституционных норм, способствующих концентрации власти в руках «президентской вертикали».
Таким образом, политический конфликт «эпохи Ельцина» наложил неизгладимый отпечаток на ныне действующую конституцию и сформировал ассиметричный политический дизайн с неоправданным всесилием президентской власти при очевидной слабости и невнятности иных политических институтов и структур. И это уже отразилось и еще не раз отразится на российском политическом процессе.