Оригинал взят у
xacanoff в
Российский фандрайзинг, бессмысленный и беспощадный. А вы заметили, насколько сильно в последнее время городские пейзажи запестрели простейшими денежносборными инструментами? Коробка для налички, плакат с печальной историей, фотография ребенка и обязательный перечень реквизитов, банковских и не очень. Этот стандартный набор стоит уже чуть не в каждом папиросном ларьке у остановочного павильона. В местных теленовостях минимум раз в неделю - слезоточивое интервью семьи, горестно собирающей гроши на очередную терапию очередной пиздецомы. Плакаты с до боли знакомыми токсичными словосочетаниями - чуть не у каждого подъезда, едва ли не в каждом лифте. И в почтовые ящики тоже подбрасывают, да так бойко, что газетчикам впору на подтяжках от зависти вешаться.
Родители тяжелобольных детей активизировались. Нет, не так: АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ. Активно и деловито добывают деньги всюду, где кто может дотянуться. С одной стороны, чисто теоретической, этому можно только порадоваться: дескать, гражданское общество в действии, прямая передача благ от донора нуждающемуся без посредников и проволочек, проблема - наглядна, товар лицом, и никаких банковских комиссий. Но на то она и теоретическая, эта сторона, что слишком уж добродетельно выглядит. Боюсь, на самом деле все гораздо печальнее, пошлее и отвратительнее.
Практика выглядит следующим образом. В одном квартале от моего дома, в подземном переходе у крупного торгового комплекса, побираются мама и дочь. Дочь - очевидный ДЦПшник (у меня на это дело глаз наметан), собирают на курс реабилитации, то ли Трускавец, то ли Китай. На одном и том же месте, с утра до вечера, каждый божий день. Уже полгода, наверное. Каждый раз мне стоит очень больших усилий не подойти, не узнать фамилию, не навести справки. Очень не хочется в очередной раз нарваться сами понимаете на что.
И вот еще один пример, просто прекрасный. Подарок одному из очередников
нашего проекта оплатила владелица одного скромного, но симпатичного казанского предприятия. Ну, хороший человек решил сделать доброе дело - это же прекрасно. Как говорится, не забудьте сказать спасибо. Не тут то было: спустя некоторое время родительница этого ребенка пришла к своей благодетельнице, и начала очень настойчиво и убедительно просить бабла. На лечение, или на покупку какую-то - не вникал. Вот просто очень настойчиво. Практически требовать. Проведите сбор. Поставьте коробку. Вы же можете нам помочь, почему не помогаете? Владелицу мне, если честно, стало жалко. Пообещал вписаться в ситуацию, ежели совсем уж крайности начнутся, но больше не звонит. То ли сама отбилась, то ли обиделась...
Эти ситуации плюс еще парочка примеров фандрайзерской активности родителей лично меня приводят к очень неутешительным выводам: нихрена это не гражданское общество в действии, товарищи. Это паразиты. Отдельно взятые умники и умницы внезапно обнаружили прекрасный, не слишком утомительный, а главное - безупречный в части экономической эффективности способ зарабатывать деньги, манипулируя больным ребенком. Коробка в крупном торговом комплексе в Казани может собрать тридцать - сорок тысяч рублей в неделю. Группа в соцсети - несколько миллионов в месяц. Причем этим умникам и умницам, в отличие от откровенных мошенников, даже выдумывать и подделывать ничего не надо, кроме разве что платежных документов: ребенок-то на самом деле есть, и он на самом деле болен.
А дальше - все в меру активности, сообразительности и наглости собирателя. Вот у меня в лифте висит плакатик про сбор на лечение девочки Василины от какой-то непонятной болячки, написано черным по белому: собрано 136.824 руб, осталось собрать 837.218 руб. Плакату девять месяцев. Суммы, естественно, не меняются. Сколько собрали? Кто собрал? На что потратили? Да какая разница, к свиньям поросячьим! Просто дайте денег и тихо радуйтесь своему неравнодушию. И даже если на эти деньги кто-то купит автомобиль, вы все равно никогда об этом не узнаете. Из сотен и тысяч подающих максимум несколько десятков озадачатся изучением вопроса, а уж тем, как были освоены деньги, поинтересуются так и вовсе единицы. В лучшем случае.
"Родительские сборы" - это ровно та же самая токсичная благотворительность в соцсетях, о которой уже говорено-переговорено много-много раз. Только ведется не активистами в сети, а индивидуалами в реальном мире. Точно такая же игра на нервах и эмоциях. Точно такая же бесконтрольность и непрозрачность. Кто из вас в состоянии запомнить номер профайла Вконтакте? Кто хотя бы раз списал его с коробки, в которую высыпал сдачу? Кто потрудился выяснить судьбу, да и вообще сам факт существования ребенка?
Хотя ребенок, повторюсь, существует на самом деле. Этих детей, оказываются, притаскивают с собой на переговоры с администрацией торговой точки, когда просят разрешение установить ящик для сбора денег. Убойный аргумент, правда? Особенно если руководитель, скажем, отдела аренды в торговом комплексе - женщина. Добрая, сердобольная женщина, ни аза не смыслящая ни в диагнозе ребенка, ни в лечении, ни в чем вообще. И уж точно не готовая требовать с бедной матери малолетнего инвалида отчетов о расходовании собранных средств. Берите, вам же нужнее.
Дабы меня не поняли превратно, говорю прямо: я вовсе не против того, чтобы родители больных детей делали все от них зависящее для улучшения жизни ребенка. Я против того, чтобы родители больных детей использовали своих больных детей для собственного обогащения. Халява развращает. Дармовые деньги, милостыня - это яд. Не надо путать затыкание чужими руками непосильных дыр в бюджете семьи и профессиональное попрошайничество, когда человек живет, кушает, одевается и обувается путем эксплуатации чужой сердобольности и сочувствия.
К сожалению, профессиональных попрошаек среди родителей больных детей становится все больше и больше. Это, понятное дело, мое предположение, достоверной статистики на сей счет нет и быть не может, но уж слишком много в последнее время вокруг развелось таких вот частных купюро-монетоприемников. Это слишком удобный и эффективный инструмент для того, чтобы им не воспользовались мошенники. Более того, единожды вкусив этого инструмента, даже вполне приличный человек рискует скатиться в категорию мелких жуликов - слишком уж велик соблазн, слишком. Иметь три-четыре средних российских зарплаты в месяц, а то и в неделю просто так, не делая вообще ничего - у нашего человека в трех случаях из пяти от такого расклада в голове щелчок происходит. Многие начинают собирать деньги от безысходности; многие из начавших или уже превратили это в бизнес, или регулярно об этом подумывают. А так как из двух равновероятных событий во всем, что касается легкого и безнаказанного обогащения, обязательно произойдет самое доходное и нелицеприятное, я, к сожалению, уверен, что через год-другой шансы встретить действительно честный сбор семьи, находящейся в действительно безвыходной ситуации, будут очень и очень малы.
С этим невозможно бороться. Количество пластиковых боксов с фотографиями детей будет только расти. Добрые люди как сыпали в них деньги, так и будут сыпать. Потом начнется ранжирование мест расположения боксов на "жирные" и "нежирные", и лучшие места будут получать те, кто наловчится откатывать администрации комплекса - ну или совсем уж качественно давить на жалость, это, по сути, просто разные формы мотивации. В общем, простые и логичные этапы развития отрасли, чисто капитализм. И никто не будет проверять, что ж это за сбор такой и что потом с деньгами сделали - сумма разовго взноса слишком несущественная.
И мы, все мы, всем нашим обществом неравнодушных и нежадных людей воспитаем очередную армию паразитов и дармоедов, которые, так уж устроен человек, через некоторое время будут уже на полном серьезе уверены в том, что им реально все должны. Просто потому, что их ребенок болен. И желающих поставить паразитов на место, увы, найдется немного. А паразиты, понимая это, будут наглеть и дальше.
Честно говоря, единственный выход из ситуации, который я вижу - это либо полный запрет на сбор благотворительных пожертвований частными лицами, либо контроль за этими деньгами со стороны государства, да такой, чтобы всем страшно стало. Минюст, налоговая, ОБЭП. Собирал на лечение, а потратил заодно и на три недели в пятизвездочном отеле? Три года с конфискацией. Собирал 200 тысяч на больничку для ребенка, и в этом же году купил машину? Пятерка общего режима. И в прессе полоскать, так, чтобы все соседи и знакомые знали. Тем, кто по-честному собирает и расходует, бояться нечего, они любую проверку пройдут.
А остальных не жалко.