К вопросу о защите гражданских объектов в секторе Газы 30.07.2014
Используя гражданские объекты в секторе Газы в своих целях, Хамас совершает военное преступление, превращая школы, мечети и больницы в легитимные военные цели.
Основным принципом законов о войне является "принцип разграничения" - обязанность всех участников вооруженного конфликта постянно различать между "комбатантами" - участниками боевых действий - и гражданским населением.
Этот принцип отражен в статье 48
Дополнительного Протокола I Женевских конвенций:
Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.
Одно из первых и самых важных следствий "принципа разграничения" состоит в том, что "гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий" (ст. 52 п. 1) - таким образом, преднамеренные атаки на гражданские объекты в общем запрещены.
Тем не менее, когда гражданские объекты - мечеть, школа, больница и т.д. используются одной из сторон конфликта в военных целях - как командный пункт, склад оружия, плацдарм для запуска ракет, огневая точка, снайперская позиция и т.п. - они перестают считаться гражданскими объектами и таким образом теряют свой защищенный статус, превращаясь в легитимные военные цели, которые можно атаковать в соответствии с законами войны.
Следует подчеркнуть - отнюдь не оригинальное гражданское предназначение объекта определяет его статус во время войны.Критерием разграничения между гражданскими и военными объектами является вопрос - вносят ли они "в силу своего характера, расположения, назначения или использования эффективный вклад в военные действия" (ст. 52 п.2). В комментариях Международного Комитета Красного Креста (ICRC, Jean Marie Henckarts and Louis Dosweld-Beck, Customary International Humanitarian Law, P. 636) понятие "вклад в военные действия" определяется как "все объекты, подвергающиеся прямому использованию со стороны вооруженных сил: оружие, снаряжение, транспортные средства, укрепления, склады, здания, занятые вооруженными силами, штаб-квартиры, узлы связи и т.п.".
В ходе операции "Нерушимая скала" мы видим, как Хамас регулярно использует в военных целях гражданские объекты - школы, инфраструктуру агентств ООН, больницы, мечети и частные дома - складируя там оружие, оборудуя командные пункты, запуская оттуда ракеты и инициируя боевые действия против израильской армии. В тот момент, когда эти гражданские объекты, захваченные Хамасом, используются в военных целях, они теряют свой защищенный статус и становятся легитимными целями военных операций.
По словам эксперта в области международного права профессора Йорама Динштейна (Yoram Dinstein, Conduct of Hostilities under the Law of International Armed Conflict, 2004 p.98), "определенные объекты по своей природе предназначены только для гражданского использования - примером таковых являются места отправления культа, жилые дома, школы и больницы. До тех пор, пока они функционируют нормально, они не могут считаться военными объектами. Вместе с тем, в ходе боевых действий гражданские объекты могут быть использованы противником - в противоречие к своему прямому назначению - таким образом, который вносит эффективный вклад в военные действия. В таких обстоятельствах даже религиозные здания и больницы становятся легитимными военными целями".