Общество и дети "Что станет с западной цивилизацией, когда единственными людьми, имеющими детей, останутся получатели пособий на детей и талонов на питание?"
-
Борис Гулько американский, ранее советский, шахматист, гроссмейстер. Чемпион СССР (1977). Чемпион Москвы (1974). По профессии психолог.
Нью-Джерси, США
Лет сто назад два атеиста, видный гроссмейстер и виднейший физик, ректор Люблянского университета Милан Видмар и крупный промышленник Блати, вели ученую беседу о мироздании. Отчаявшись понять, как Вселенная могла возникнуть сама по себе, Блати произнес: «В конце концов, эти проклятые теологи правы!»
Сегодня, наблюдая процессы в человеческом обществе, скептик может повторить восклицание Блати.
С виду ничего не может быть нелепее конструкции из Торы: «И создал Господь… женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: …она будет называться женою… Потому… человек… прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Брейшит, 2:22-24). Почти вся мировая литература - от «Отелло» до «Госпожи Бовари» и «Анны Карениной» - о недостатках этой конструкции. Энгельс, мечтая о будущем, предсказывал, что «социальная революция уничтожит экономическое основание моногамии».
Наконец в наше время человечество начало избавляться от нее, ненавистной. Исследование Джоэля Коткина об итогах этого избавления, «Постсемейное общество - будущее человечества?», вызвало бурю в американской прессе. Статистика, приводимая Коткиным для «постсемейного общества» развитых и не очень развитых стран, поражает: в Японии более 60% женщин не хотят иметь детей, на Тайване таких более 50%. В Сингапуре на женщину приходится 1,15 ребенка, что обещает за одно поколение сокращение населения наполовину. В Германии 30% женщин и 48% мужчин не хотят детей, в Скандинавии 45% взрослых людей одиноки.
Для США эти цифры: в 1950 году - 9% одиноких, сейчас - 28%. Количество женщин без детей выросло с 10% от общего числа в 1976 году до 20% в 2010-м. В Манхэттене большинство жителей не состоят в браке, в Вашингтоне более 70% женщин - не замужем. При этом более половины беременностей завершаются в столице США абортами. Наконец, по опросам, признание важности детей для семьи в США упало с 1990 по 2007 год на 37%.
В полной панике от данных Коткина, Билл Фрезза в статье «Превратят ли в рабов моих будущих внуков стареющие бездетные избиратели?» анализирует экономические последствия наступления постсемейного общества в США и пытается представить, что ожидает страну в будущем. Читая эту статью, понимаешь, почему на последних выборах избирателей не взволновал рост долга США за четыре года на шесть триллионов. «Пристрастие правительства к перераспределению доходов между поколениями не будет действенным, если кто-то не начнет снабжать нас младенцами повышенными темпами», - иронизирует Фрезза. То есть, если не будет детей, не будет следующего поколения и, значит, никто не пострадает. С другой стороны, если у человека нет детей, ему нечего и заботиться о благосостоянии будущих поколений.
«Корни предстоящей экономической катастрофы - решимость камикадзе, с которой демократические правительства взяли на себя функции семьи, включая такую, как забота родственников о пожилых. С начала времен во всех обществах при всех религиях центральной была такая забота со стороны детей и внуков. Сейчас эту заботу обещает правительство», - пишет автор.
Государственная забота о пожилых разрушила необходимость заводить детей, чтобы было кому позаботиться о человеке в старости.
Чтобы содержать пожилых, государство должно «одалживать у будущего» по принципу финансовой пирамиды, подобной той, за создание которой отбывает срок в 150 лет Берни Мейдофф. «Обязательства по выплатам пенсий и медицинских расходов, которые государство должно госслужащим, уже сейчас превышает сто триллионов. Завтрашние работающие, включая еще не рожденных, не находятся в родстве с людьми, которые будут пировать на их деньги», - пишет Фрезза. При этом он предупреждает: «…растет число бездетных одиноких граждан, сознательно исключающих себя из цикла жизни. Такого еще не было в человеческой истории. Эти люди не вносят своей доли в мир, который они однажды покинут. Однако они активно голосуют, определяя судьбу этого мира».
Фрезза в отчаянии вопрошает: «Не придется ли тем, кому грозит доля быть закабаленными заботой о бездетном стареющем большинстве, бежать из страны? Что станет с западной цивилизацией, когда единственными людьми, имеющими детей, останутся получатели пособий на детей и талонов на питание?»
«Проблема с нынешней демократией заключается в том, что в ней в конце концов кончатся чужие дети», - перефразирует Фрезза известную максиму М. Тэтчер.
Я думаю, будущее все же не так мрачно, как кажется Фреззу. Действительно, попытки в последние два столетия создать общества за пределами учения ТАНАХа, как бы логичными ни были предложенные альтернативы, вели, да и сейчас ведут к конфузам. Сто лет назад «единственно научное учение» увлекало лучшие умы. Недавно гуманистическая мораль разрешила все проблемы человечества. Первое умерло в мерзости и позоре. Вторая протянет поколение, максимум два, и, бездетная, растает.
Так как же будет выглядеть Америка эти два поколения спустя? У мормона Митта Ромни - пятеро сыновей и 18 внуков. У католика Рика Санторума, составлявшего конкуренцию Ромни в праймериз, - семеро детей. Потомки соблюдающих христиан и тех ортодоксальных евреев, которые не переедут в Израиль, будут читать в книгах по социологии о социальных экспериментах либерального общества, о демографической катастрофе, к которой привели эти эксперименты, о тяжелом преодолении экономических последствий благих намерений либерального общества, о том, куда была вымощена этими намерениями дорога.
И о том, как, обозрев катастрофу, в которую человечество было ввергнуто «постсемейным обществом», люди повторят, вслед за промышленником Блати: «В конце концов, эти проклятые теологи правы!» - и вернутся к морали ТАНАХа.