Текст рекомендую всем нерелигиозным евреям.
Ничто не ново под луной.
Как-то я пытался сформулировать постулаты
своей религии, которой не требуется "гипотеза Бога", но она тесно связана с иудаизмом и основана на законах природы. Оказывается не я первый такой умный.
Очень близкое моему мировозрению течение возникло в иудаизме еще полвека назад -
гуманистический иудаизм. К своему стыду, узнаю о нем только сейчас. Информации на русском языке совсем немного. Книжку Шервина Вайна пока добыть не удалось. Вот краткая информация об этом не религиозном течении
иудаизма.
Какова же
идеология гуманистического иудаизма, в чем его отличие от других течений (деноминаций) в иудаизме?
Прежде всего, это не религиозное движение, хотя по сути своей это реформизм иудаизма. Отсутствие молитв - это главное принципиальное и основное отличие гуманистического от всего остального иудаизма. Во всех известных течениях иудаизма варьируют ритуалы, внешние формы поведения, службы, молитвы, отношение к праздничным и памятным дням и прочие составные части и содержание. Но все они в качестве главного постулата признают существование высшей силы - Бога, который, по их мнению, в конечном счете, управляет миром, а значит, и каждым человеком в мире. Гуманисты же считают, что мир управляется естественными законами природы,которые в принципе познаваемы и конечны, а люди сами управляют своей судьбой. А высшей силой является воля человека,способная преобразовывать мир и судьбы самих людей. Принципиально важно понять, что речь идет о секулярном,светском иудаизме и термин «гуманистический» указывает лишь на одну из форм этого нерелигиозного иудаизма, наиболее организационно и идеологически оформленного.
Церемонией, объединяющей членов гуманистической общины и замещающей традиционную молитву, является, в первую очередь, субботняя проповедь раввина, лидера, организатора собрания, а также песни, в основном на иврите, сионистского содержания и/или посвященные праздничным и памятным датам еврейского календаря. Широко практикуются также подготовленные выступления отдельных членов общины, в которыхони делятся со своими товарищами опытом национальной еврейской самоидентификации, а также практического гуманизма и национальной еврейской солидарности.
Гуманизм (лат. humanus - человечный, человеческий) -система мировоззрения, основу которого составляет верховенство человеческой личности, защита ее достоинства и самоценности, свободы и права на счастье, благо отдельного человека. Зародившись в эпоху Возрождения, гуманизм выступил как социокультурное движение, направленное на требование свободы для всех проявлений человеческой природы. Но сам термин «гуманизм» сравнительно молодой. Его ввел в научно-просветительский оборот немецкий педагог Ф.Нитхаммер в 1808 году. В современной теории гуманизм рассматривается как идея предоставления прав, свобод и благосостояния для человека.
Наряду с этим в гуманизме возникает антиклерикальное движение, которое рассматривает его, как альтернативу теологической идее, полагая, что религия исчерпала все свои и принятые ею от других учений интеллектуальные и мировоззренческие ресурсы. А в настоящее время жива лишь исторической, социальной и культурной инерцией. На наших глазах иудаизм как монотеистическая религия расслаивается. Это расслоение активно началось в 19 веке и продолжается в настоящее время. Одни направления (слои) в иудаизме идут по пути дальнейшей консервации теологической практики и «представляют собой экзотические феномены средневековья в ландшафте инфоки-бернетической постиндустриальной эпохи», другие - все более либерализуются, сохраняя лишь символику и стандарты догматов религии. Еврейским гуманистическое движение считается в той его части, где отмечается приверженность и верность еврейской культуре, еврейскому кругу жизни, еврейскому государству и сионистской идее. Потому что гуманистический иудаизм призывает знать, чтить и помнить историю еврейского народа, видит себя естественным развитием и одним из вариантов продолжения и сохранения традиционного иудаизма, сложившегося еще в библейские времена, с тех пор постоянно развивающегося и меняющегося в соответствии с запросами и требованиями меняющегося мира и человеческого сообщества.
Но может ли иудаизм быть не религиозным? Это важнейший, принципиальный вопрос.
На момент становления организованного секулярного иудаизма на советском и постсоветском пространстве наиболее известным теоретическим обоснованием была работа израильского историка и философа профессора Иегуды Бауэра «Этика и философия гуманистического иудаизма». Главная мысль этой работы заключается в том, что в еврейской цивилизации четко выделяются два направления. Одно создано религиозной группой для этой группы, другое - народом и его творческой элитой для народа. Здесь же И. Бауэр активно вводит в оборот понятие «секулярный», то есть не религиозный еврей, и показывает, что таких в современном еврействе подавляющее большинство, даже среди тех, кто называет себя религиозным. Такие люди выполняют религиозные ритуалы только потому, что стремятся «сохранить в своем повседневном обиходе что-то еврейское» и сохранить свое место в еврейской общности. Более честно было бы таким людям называться нерелигиозными евреями и войти в такую организацию, структуру, общность или общину, где они могли бы чувствовать себя вполне в еврейском окружении, но без необходимости притворяться и лицемерить».
Гораздо раньше о составных частях еврейской цивилизации заговорил Мордехай М. Каплан. Он напомнил, что и Филон Александрийский, и Иосиф Флавий представили миру иудаизм как философию, а не как религию, отделив, таким образом, в иудаизме теологию от повседневной жизни.Следовательно, если иудаизм не понимать лишь как набор молитв и ритуалов, а видеть рядом с ним культуру, определяющую отношение к миру и людям, поведение в мире и среди людей и отражение этого поведения в сознании людей, то иудаизм можно рассматривать не только как религию, но и как цивилизацию. И выделять в нем нерелигиозный компонент.Вспомним знаменитую формулу Гилеля, объясняющую «на одной ноге», что основной смысл иудаизма в том, чтобы, прежде всего, не делать другому ничего такого, чего бы не хотелось,чтобы делали тебе. В этой формуле главное определено как отношение между людьми, а не как отношение людей с Богом. Это можно считать главной идеей гуманистического иудаизма.
Родоначальником гуманистического, да и всякого светского, не религиозного иудаизма можно считать Баруха Спинозу. Своими работами, прежде всего, «Богословско-политическим трактатом» (1670) и личным примером он показал, что можно остаться евреем, находясь вне религиозной общины, вне религии. По Спинозе, еврейское вероучение обладает лишь теми духовными ценностями, которые тождественны естественному праву и обязывают всех смертных. Отношение гуманистического иудаизма к ритуалу предельно либеральное. Любые ритуалы из тех, которые выработал религиозный иудаизм, приемлемы, если они понятны, естественны, соответствуют здравому смыслу, потребностям человека и не унижают его. Поскольку гуманистический иудаизм объединяет нерелигиозных евреев, то традиционные молитвы, которые существуют, например, в ортодоксальном или реформистском иудаизме, для секулярных неприемлемы. Ведь там в каждой строке обращение к Богу как всесильному существу и принижение достоинства человека («я раб, я прах» и т.д.). Но традиция, например, есть на Рош а-Шана яблоко с медом вполне подходит и евреям-гуманистам, поскольку это вкусно и соответствует национальному обычаю, закрепившемуся в последние столетия. В равной степени сохраняются и бережно поддерживаются другие традиции, которые свободны от подчеркнутого принижения человеческого достоинства.
Что касается общественных ритуалов, то евреи-гуманисты свободно меняют содержание тех из них, которые необходимы для сплочения и солидаризации еврейской национальной общины. Например, они охотно организуют для своих детей Бар-мицвы и Бат-мицвы, рассматривая это, как важную педагогическую церемонию, где пересекаются надежды и устремления семьи и общины. Но видят в этом не готовность ребенка для молитв и обращений к Богу, а возможность для подростка показать свою зрелость, ответственность и знание национальной культуры, готовность к пониманию взрослых отношений и заинтересованность в сохранении своей личной национальной принадлежности.
Непременно стоит сказать несколько слов о том, кто создал философию гуманистического иудаизма, организовал это движение, возглавил и описал его. Этого человека звали Шервин Т. Вайн. Он был нерелигиозным человеком и не носил кипу, но все называли его Рабби. Он считал, что чтение молитв и выполнение обрядов, созданных в глубокой древности, сегодня выглядит нелепо и примитивно, а сам создал синагогу, в которой былраввином. Правда, в его синагоге не молились Богу, там отмечали все еврейские праздники и все обряды круга жизни отрождения до смерти. Он был одним из больших знатоков еврейской традиции, но в повседневную жизнь взял только культурную и историческую составляющие иудаизма. Он сам разработал новый церемониал всех праздников и памятных дней,семейных обрядов круга жизни, обучал этому других и создал более 20 еврейских организаций в разных странах мира.
Шервин Т. Вайн был основатель, идеолог, организатор и проводник принципиально нового светского направления в иудаизме, которое он назвал «Иудаизм без Бога, но с человеком»- то есть гуманистический иудаизм. Шервин считал, что главное в еврействе - это бесконечная вера в человека и его возможности. Быть евреем можно, веря в разум и собственное человеческое достоинство. Он считал, что если человек не верит в Творца, то славить его, молиться ему, поклоняться ему - не честно и пошло. Он создал новое направление еврейской национальной жизни для тех, кто хочет остаться евреями, но потерял связь с религией. Вклад Шервина Вайна в развитие современной еврейской культуры трудно переоценить. Он бросил вызов сложившемуся стилю поведения и национальной самоидентификации современного еврейства. Он предложил узаконить реально сложившееся в современном обществе отношение к религиозным основам национальной культуры, когда секулярные, нерелигиозные люди по традиции отдают дань вежливости религиозным институтам,не разделяя их идеи и их нормы поведения. Он предложил отказаться от всего, что навязано ортодоксами с их традиционными убеждениями, сформированными по меньшей мере в средневековье, а возможно и раньше.
Он предложил нерелигиозным евреям открыто декларировать своё национальное чувство и светские убеждения без оглядки на религиозную традицию, оставаться евреями и жить интеллектуальной национальной жизнью, находясь на этических и культурных, а не на религиозных позициях. В этом он опирался на опыт и мировоззрение Бунда. Но в отличие от бундовцев Шервин не был атеистом в исконном, первоначальном смысле этого слова. Это означает, что он не «боролся» с религией и не «отрицал» её. Он считал, что у гуманистического иудаизма свои задачи, и что гуманисты не должны навязывать другим свои убеждения. Больше того, он считал, что гуманисты, как еврейская организация, должны сотрудничать в меру своих сил со всеми направлениями иудаизма в решении любых национальных и культурных задач. Единственное, что позволял себе Шервин, - это ирония, направленная против тех, кто был неискренним и нарочито-показным в своем якобы религиозном поведении.- Оставьте это тем, кто искренне и честно верит в то, что делает, - говорил он. Но тем не менее, он понимал, что созданное им направление - это серьезная альтернатива традиционному иудаизму.Прежде всего потому, что гуманисты призывают человека жить в реальном мире, но опираясь на нравственную тысячелетнюю традицию национальной еврейской культуры.
Идея Шервина Вайна проста и понятна: бережно сохранить и обогащать современностью культурно-историческое содержание иудаизма и его национальную традицию. А чисто теологическую, религиозную составляющую иудаизма - оставить религиозным организациям - ортодоксам и ультраортодоксам, реформистам и консерваторам. Гуманистический иудаизм - это не атеизм, не борьба с религией и не ее отрицание, как думают некоторые, торопливо спешащие приклеить первый попавшийся ярлык. Это существовавшая всегда, а последние 200 лет получающая все большее распространение идея приоритета в иудаизме его культурной составляющей.
Главный смысл гуманистического иудаизма можно сформулировать предельно просто: евреем можно быть и без диалога с Богом. Вполне достаточно при этом вести диалог с другими евреями, взаимодействовать с ними, знать и помнить культурно-историческое богатство еврейского народа и хранить его национальную культуру. А главное - самому считать себя евреем, зная о своей связи с еврейским народом.
Членом движения гуманистического иудаизма может быть всякий, кто хочет и может идентифицировать себя как еврея. Такой подход расширяет пути и формы национальной самоидентификации. У истории еврейского народа, считал Шервин Вайн, у всех его культурных и духовных памятников, включая и Тору, есть один автор - еврейский народ. В разные исторические периоды, проживая на своей исторической родине и в разных странах мира, евреи создавали и возводили в традицию праздники, обычаи, ритуалы - все то, что со временем составило основу еврейской национальной культуры. Гуманистический иудаизм все это сохраняет и развивает, исключив лишь поклонение Высшей силе и предоставив это различным религиозным структурам и организациям. Если кому-то и стоит поклоняться, считают гуманисты, то Человеку - творцу культуры и истории. Шервин Вайн считал, что национальное и культурное единение евреев в текущем историческом времени больше соответствует реалиям сегодняшнего дня, чем их объединение вокруг теологических догм и традиций. Шервин Вайн с уважением относился ко всем направлениям в иудаизме, но шел своим путем. Он хорошо знал еврейскую культуру, историю и традицию и призывал других изучать национальное знание, поставив в центр его не Бога, а человека. Если бы не двусмысленность перевода на русский язык, то это новое движение в еврейской культуре можно было бы назвать «человеческим» - в противоположность «божественному» иудаизму.
Шервин Вайн родился в семье выходцев из России 25 января 1928 года в Детройте. Он окончил Мичиганский университет, получив звание бакалавра, а затем магистра философии. Кроме того, Шервин Вайн получил хорошее еврейское образо-
вание, окончив Hebrew Union College (Еврейский университет). Свою практическую деятельность Шервин начал в 1950 году, будучи ассистентом армейского капеллана (армейским раввином), приняв участие в Корейской войне. Вернувшись в Америку, он более пяти лет был раввином в синагогах Детройта и Виндзора. В 1963 году в пригороде Детройта, в городке Фармингтон Хилс, Шервин Вайн создает первую общину Гуманистического иудаизма. При его участии там открывается синагога,раввином которой Шервин был до конца своих дней. Эта синагога получает название «Бирменгем Тепл» (Бирменгемский Храм).Здесь он развивал идеи своего нового направления в иудаизме, его учение и философию, собирая и умножая вокруг себя сторонников и единомышленников.
Рабби Шервин Т. Вайн - основатель и духовный руководитель движения гуманистического иудаизма трагически погиб 21 июля 2007 года в автомобильной катастрофе в Марокко. Такси,в котором они ехали по марокканскому городу Эссаурия, столкнулось с другой машиной. Шервин Вайн и таксист скончались на месте аварии. Но осталось созданное и взращенное им гуманистическое, светское движение, которое открыло новый путь в еврейство для нерелигиозных людей.