Jewish Tomsk Недельная глава Торы - Беар Бехукотай.
/ Однажды рабби Илель из Коломны уехал ненадолго из дома заниматься торговлей.
Когда он возвратился домой, дети его спросили:"Папа, что ты нам привез?"
Услышав это, Илель потерял сознание.
Когда он пришел в себя, то сказал: "Я лишь ненадолго уехал в другой город и у меня сразу спросили, что я привез.
И я подумал - когда я вернусь к Б-гу после длинного путешествия в этом мире , что я отвечу тогда?"/
Шабат Шалом!
___________________________________________
Дорогой друг, Шабат Шалом!
Зажигание субботних свечей 19 мая в 21:18
Исход Субботы в 22:56
Краткое содержание главы "Бэар-Бэхукотай"
Ваикра (Левиты) 25:1-27:34
На горе Синай Б-г сообщает Моисею законы субботнего года. Каждый седьмой год любая работа на земле: пахота, посев, сбор урожая и т.п. - должна быть прекращена, а ее урожай предоставлен в пользование любому желающему - как человеку, так и зверю.
Вслед за семью циклами субботних лет наступает пятидесятый - Юбилейный - год, когда работа на земле должна быть прекращена, рабы получают свободу, а проданные земельные владения в Святой Земле возвращаются к изначальным владельцам.
В главе "Бэар" также содержатся дополнительные законы, регулирующие продажу земель, а также запреты мошенничества и ростовщичества.
В начале главы "Бэхукотай" Всевышний обещает, что если народ Израиля будет следовать Его законам, то они удостоятся материального благополучия и будут жить в покое на своей земле. Но затем звучат суровые слова упрека, предрекающие изгнание и другие бедствия и невзгоды, которые постигнут евреев, если они нарушат свой союз с Б-гом.
Но и при всем этом, даже "когда они будут в земле врагов своих, Я не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их в нарушение завета Моего с ними; ибо Я Г-сподь, Б-г их".
В конце главы даются законы расчета стоимости различных видов дарственных обетов, а также заповедь о десятине, отделяемой от урожая и от приплода скота.
Буквы, выбитые в камне
Название этой главы, "Бэхукотай", означает: "По установлениям Моим". Слово "установление" обычно относится к законам Б-га, но здесь оно имеет несколько другое значение. Глава открывается словами: "Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать..." Раши приводит толкование мудрецов, что слово "установление" в данном случае не следует понимать как синоним слова "заповедь", ведь о заповедях тут же отдельно сказано: "...и заповеди мои соблюдать..." Что же означают слова: "...по установлениям Моим будете вы поступать..."? - "Будете трудиться, изучая Тору".
Тот факт, что изучение Торы именуется здесь "установлениями", требует объяснения. Может показаться, что между этими двумя понятиями, изучением Торы и установлениями Б-га, большая разница. Словом хуким - "установления" - обозначаются заповеди иррациональные. Оно означает приказ, то, над чем надо не раздумывать, а делать. Слово это, на первый взгляд, совсем не соответствует изучению Торы, смысл которого не беспрекословное подчинение, а разумное постижение и логическое понимание. Как же выражение "по установлениям поступать" может означать "трудиться, изучая Тору"?
Рабби Шнеур-Залман из Ляд замечает, что слово хок ("установление") имеет общее происхождение с однокоренным ему словом хакика ("выбивание в камне"). Таким образом Тора дает нам намек на то, что человек должен трудиться над изучением Торы таким образом, чтобы связь его с Торой была такой же, как между буквами, выбитыми в камне и камнем.
Буквы, написанные на бумаге, казалось бы, накрепко соединены с бумагой. Но все же письмо состоит из двух вещей - чернил и бумаги. Буквы же, выбитые на камне, составляют совершенно единое целое с камнем, их невозможно разделить. Они, собственно, и являются частью камня, не представляя собой чего-либо отдельного.
При изучении чего-либо изучаемый материал может оставаться чем-то чуждым человеку, малоинтересным и ни к чему не обязывающим. Может быть и иначе: приобретаемое знание соединяется с разумом человека и даже воздействует на его поведение. Но при изучении Торы даже этого уровня недостаточно. Он подобен начертанию букв на пергаменте: при том, что изучаемый предмет и разум человека соединяются, они остаются двумя отдельными сущностями. От еврея же требуется, чтобы знание Торы стало его естеством, как бы неотделимой от него частью его самого. Этот уровень отображен буквами, выбитыми в камне.
Примером такого единения с Торой является рабби Шимон бар Йохай (Рашби), день кончины которого отмечается как праздник Лаг-Баомер незадолго до или вскоре после субботы главы "Бэхукотай". В Талмуде приводится его высказывание: "Видел я высоких людей (праведников), мало их... Если их двое, то это я и мой сын, если один, то это я". Как мог столь праведный и столь скромный человек так себя восхвалять?
Но на самом деле именно Рашби и мог сказать это о себе, поскольку его погруженность в Тору и Б-жественность была настолько абсолютной, что он себя не рассматривал в качестве чего-то самостоятельного, а ощущал себя лишь инструментом в руках Творца. Поэтому он и мог сказать это, просто констатируя факт.
Из всего этого понятно, почему изучение Торы именуется "установлениями". Да, для ее изучения необходимо интеллектуальное погружение, но, главное, - полная самоустраненность перед Б-жественной мудростью. Мы должны стараться понять Тору, потому что Б-г хочет, чтобы мы ее поняли, а не просто для того, чтобы больше знать, не из собственного интереса. И именно таким образом мы соединяемся с Торой, как выбитые в камне буквы.