Levy Kaminetzky с
Gitty Kaminetzky в
Томская Синагога.
Томская область, Томск ·
Недельная глава Торы - Ваеро.
Посетивший Ребе писатель спросил у него: "Как мог добрый Б-г создать мир, в котором есть место злу?"
Ребе объяснил ему, что на самом деле зла в мире нет и привел в пример обычный нож: "Сам по себе нож не является злом. Иногда он может стать орудием зла, но тот же нож в руках врача во время операции, служит доброй цели. Б-г дает человеку свободу решить, что делать с ножом. Таким образом, зло - это просто отсутствие добра."
Шабат Шалом
_________________________________
Дорогой друг, Шабат Шалом!
Зажигание субботних свечей 18 ноября в 17:02
Исход Субботы в 18:20
Глава Вайера
Брейшит (Бытие), 18:1-22:24
Краткое содержание главы "Вайера"
Б-г являет Себя Аврааму, через три дня после того, как тот в возрасте 99-ти лет совершает обрезание, но когда Авраам видит трех появившихся странников, он спешит позаботиться о них. Один из гостей - ангелов, явившихся в облике людей - сообщает Аврааму, что ровно через год бесплодная Сара родит сына, чем вызывает смех Сары.
Авраам пытается вымолить у Всевышнего прощение городу Содому. Двое из ангелов приходят в обреченный город, где Лот, племянник Авраама, оказывает им гостеприимство и укрывает от толпы содомитян. Ангелы сообщают, что они посланы уничтожить это место и спасти Лота и его семью. Жена Лота пренебрегает запретом глядеть назад на гибнущий город и превращается в соляной столб.
Лот и двое его дочерей укрываются в пещере. Думая, что весь мир кроме них погиб, дочери Лота, напоив его, возлегли с ним и забеременели. Родившиеся у них сыновья стали родоначальниками народов Моава и Амона.
Авраам переезжает в Грар, где царь филистимлян Авимелех забирает Сару, снова назвавшуюся сестрой Авраама, к себе во дворец. Во сне Б-г предостерегает Авимелеха, что тот умрет, если не вернет Аврааму его жену.
Б-г дарит сына Саре и Аврааму, которого называют именем Ицхак (что значит "рассмеется"). На восьмой день Ицхаку делают обрезание. Аврааму же 100 лет, а Саре 90 на момент рождения их сына.
Агарь и Ишмаэль изгоняются из дома Авраама. Ишмаэль чуть было не умирает в пустыне, но Б-г спасает его.
Авимелех приходит в Беэр-Шеву, чтобы заключить союз с Авраамом.
Б-г испытывает Авраама, повелевая ему принести Ицхака в жертву на горе Мория. Когда Ицхак связан и возложен на жертвенник и Авраам заносит над ним нож, ангел Б-га останавливает его. Нашедшийся неподалеку ягненок приносится в жертву вместо Ицхака.
Авраам получает известия о том, что у его племянника Бэтуэля рождается дочь Ривка.
Сила заповеди обрезания
Всевышний много раз открывался нашему праотцу Аврааму и до того, как тот сделал обрезание. Однако, то откровение, с описания которого начинается глава Торы "Вайера", было раскрытием на совершенно ином уровне.
Одним из отличий явилось то, что в этот раз Авраам "сидел у входа в шатер", в то время как в предыдущей главе мы читаем: "и пал Авраам на лицо свое". На сказанное в предыдущей главе следует объяснение Раши, что он пал ниц "от страха перед Шхиной; пока Авраам не был обрезан, не было у него силы стоять пред лицом Шхины". А вот после обрезания он уже мог воспринимать раскрытие Шхины сидя. Мидраш сообщает по этому поводу: "Сказал Всевышний, что сейчас, когда Авраам обрезал себя, пусть он сидит, а Я буду стоять".
Разница между раскрытием, которое заставляет человека упасть на лицо, и раскрытием, при котором человек остается сидеть, состоит в том, что в первом случае раскрытие превосходит способность тела воспринимать, оно теряет силы и ориентацию, а во втором - тело имеет достаточно сил для восприятия в обычном состоянии.
Таково было воздействие Брит-Милы - теперь тело нашего праотца Авраама обрело силы воспринимать раскрытие Творца в состоянии полной гармонии и покоя.
Это - изменение, происшедшее с Авраамом. Но изменился также и уровень самого раскрытия Творца. В комментарии Ор-Ахаим отмечается последовательность слов во фразе: "И открылся ему Всевышний". Поскольку не сказано: "И Всевышний открылся ему", - автор комментария делает вывод, что в данном случае произошло раскрытие всех уровней Б-жественности, на которые намекает это Имя, а не только некоторой части из них, как это было прежде.
Итак, перед нами изменения сразу в двух направлениях: как со стороны Творца, который раскрыл здесь высшую ступень Своего Имени, так и со стороны Авраама, который обрел возможность воспринимать это раскрытие, оставаясь в естесственных рамках материального тела.
Все это стало возможным благодаря Брит-Миле, в которой также представлены обе эти стороны. С одной стороны Брит-Мила выше всех заповедей Торы, поскольку с остальными заповедями связаны три союза завета, а с обрезанием - тринадцать. С другой стороны - это единственная заповедь, которая в буквальном смысле проникает в материальное тело - "и будет союз Мой в вашей плоти запечатлен как вечный союз".
Сила этого союза, союза единения между высшей ступенью святости и материальным телом по наследству переходит от нашего праотца Авраама к каждому еврею. Когда еврейский ребенок, посредством обрезания, входит в завет Авраама, в его тело проникает б-жественная душа - "часть самого Творца". Посредством этой души ребенок получает возможность узнавать Создателя, так, чтобы ощущать Его присутствие и в делах материальных.
Требуется лишь, чтобы еврей стремился увидеть раскрытие Всевышнего не только в своей душе, но и в повседневных трудах. Уже само это стремление приближает приход Машиаха, который принесет с собой истинное и полное Избавление. И тогда исполнится пророчество Ишайи: "И увидит всякая плоть,.. что уста Всевышнего говорят." Материальное тело, глаза наши, увидят раскрытие Творца, Который присутствует во всем сотворенном!