Ниже мой ответ из личной переписки с человеком, охарактеризовавшим себя как "бывший атеист (профессионально и неопровержимо доказавший СЕБЕ бытие Бога)".
Будучи человеком не только не верующим, но и очень недоверчивым, я не смог убедить себя в существовании Б-га. Единственным серьезным аргументом в пользу гипотезы Б-га вижу тот факт, что так много умных евреев в него верят. Впрочем, не так уж мало умных же евреев в него не верят.
В дилемме "Евреи избранный народ потому, что их избрал Б-г, или потому, что они придумали такого Б-га", я склоняюсь ко второму варианту. Евреи верят в Б-га, потому, что они верят в неотвратимость законов природы, в необходимость их изучения и соблюдения. Евреи первыми это поняли и в этом их эволюционное преимущество, позволяющее добиваться по жизни более высоких результатов по сравнению с другими народами.
В мире почти всё распределено по нормальному закону, в том числе и интеллект. Понять суть явлений способно меньшинство, большинство же понимать, в принципе, не способно - им проще верить. Б-г понадобился для того, чтобы донести до большинства идеи, доступные для понимания только меньшинству.
Думаю, что убеждения, основанные на знаниях, делают человека более последовательным и мотивированным в своих поступках, чем убеждения, основанные только на вере. Знающий человек изменить свои убеждения может только под влиянием новых знаний.
Верующий же человек, особенно если его вера основана не на изучении первоисточников, а на интерпретации посредниками - служителями религии, способен менять свои убеждения под влиянием посредников, кумиров, авторитетов, власти.
Знание - более высокая ступень познания, большинству не доступная.
Для большинства вера была, есть и останется основным источником познания.
На меньшинстве лежит ответственность за то, чтобы эта вера не была ложной.
Впрочем замечу, что многие атеисты такие же верующие. Просто они верят в отстствие Б-га потому, что их так учили, особенно не заморачиваясь стремлением к познанию мироустройства.