Комиссия Ватикана по религиозным отношениям с евреями выпустила новый документ, исследующий нерешенные богословские вопросы христианско-еврейского диалога.
10 декабря 2015 Ватикан
обнародовал программный документ, где впервые зафиксирован официальный отказ от миссионерской работы среди иудеев. Он был представлен на пресс-конференции в Ватикане, кардиналом Куртом Кохом, вместе с двумя еврейскими представителями, раввином Давидом Розеном, международным директором межрелигиозных дел Американского еврейского комитета, и д-ром Эдом Кесслером, директором-основателем Кембриджского института Вульфа.
Отныне евреи - согласно католической доктрине - единственный народ на Земле, не нуждающийся для спасения души в «благой вести» христианства. Получается, несмотря на то, что иудеи не верят в Иисуса, католические богословы признают спасение евреев «теологически бесспорным» и объявляют этот вопиющий парадокс «неразрешимой божественной тайной». Мол, если Всевышний обещал спасти евреев, он сам справится с этой задачей - без помощи христиан.
Этот революционный шаг в развитии христианской теологии был приурочен к 50-летию Nostra Aetate - декларации Второго Ватиканского собора, на котором было в значительной степени пересмотрено отношение католичества к иудаизму и осуждены попытки насильственного крещения евреев.
Напомним, что до 1960-х годов каждую Страстную пятницу евреев обвиняли в «вероломстве», читай - распятии, и это обвинение было изъято из литургии именно Вторым Ватиканским собором, объявившим, что «завет между Б-гом и евреями продолжает действовать». Теперь же Папский престол сделал следующий шаг, объявив излишним и добровольное приобщение евреев к христианской вере.
Документ под названием «Дары (т.е. дары евреям) и призвание Б-жье безвозвратны» содержит ряд важных посылов.
В частности, отмечается, что христиане не могут быть антисемитами, поскольку их религия уходит корнями в иудаизм.
Более того, на недавней встрече с еврейскими религиозными лидерами папа Франциск заявил, что антисемитизмом являются не только нападки на евреев, но и выступления против Израиля. Всё это не означает, что в отношениях между иудаизмом и Римом не осталось проблем - они есть. Так, например, до сих пор не обнародованы данные о еврейских детях, спасенных католической церковью в годы Холокоста и не возвращенных в еврейскую общину - на рассекречивании этой информации настаивают еврейские организации. Но в целом Святой престол делает всё возможное для диалога с евреями - именно от католических теологов исходила инициатива отмечать во всем мире День иудаизма, чтобы «подчеркнуть еврейские корни христианства и содействовать христианско-иудейскому диалогу». Эта традиция, родившаяся в Польше, распространилась сегодня во многих странах Европы: в Австрии, Италии, Нидерландах и др.