В ЦВЗ сейчас проходит прекрасная выставка под названием "Александр Солженицын и его время в фотографиях". Там представлены снимки из семейных альбомов писателя, которому на днях исполнилось бы 90 лет, и из альбомов его друзей. Часть из них сделана самим Солженицыным (особенно интересны
автопортреты). Глядя на эти карточки, можно проследить за событиями не только из жизни писателя, но и всей страны.
Первые два десятилетия советской России - юный Саня сначала в окружении своих родных, а потом одноклассников и товарищей из университета, юношеская любовь (ну а как не заметить того взгляда, которым смотрит Саша на свою будущую жену Наталью Решетовскую во время
комсомольского пикника :-) Но с другой стороны практически нигде на фотографиях мы не видим улыбки, да есть отдельные кадры, но это исключения. Также бросается в глаза какая-то, не то чтобы неряшливость, но расхлябанность в образе, даже на
сталинском стипендиате костюм сидит не очень.
Наступает война, тут мы уже видим
молодого офицера, сидящего где-то в блиндаже, что-то усердно пишущего на бумаге. Интересно то, что все фотографии, связанные с Солженицыным также сопровождаются другими снимками из того же времени, висящими чуть поодаль: так вырастает полная картина эпохи. В том числе на выставке представлены карточки таких мастеров, как Халдей, Бальтерманц и др.
В конце войны Солженицына арестовывают, и на фотографиях мы видим быт множества лагерей, в которых пришлось побывать писателю. На
некоторые из снимков страшно взглянуть. Вот
картина обыска. Только посмотрите на выражение лица Солженицына! Но среди этих фотографий я все-таки нашел несколько портретов, где он улыбается, в том числе и на фоне ракового корпуса во время выздоровления... Интересно, что кроме фотографий на выставке представлены и вещи, связанные с Солженицыным, например, нашивки на робу с номером Щ262 или карандаш, которым он на "шарашке" написал одну из своих поэм. Приведу тут одну
цитату Другого: "Меня всегда поражает контраст между будничностью таких снимков и контекстом происходящего. Вот если бы из головы Джона исходило сияние, а вокруг порхали нимфы - они же идут записывать свой величайший альбом, одну из самых-самых пластинок в жизни десятков миллионов людей! А что мы видим? Чапает себе чувак с гитарой, сзади какие-то gruppies толкутся, забор кирпичный. И надо себе говорить - смотри, брат, это История". То же самое можно сказать об этом карандаше: обычный такой жалкий огрызок синего цвета, а ведь с помощью него творилось великое! Еще похожие неоднозначные чувства вызывает фотография Солженицына, на которой он изображен, работающим над "Одним днем Ивана Денисовича". Невероятный контраст содержания произведения с атмосферой, в которой он создавался. Писателя мы видим за самодельным столиком где-то на даче или в деревне в жаркий летний день под развесистым дубом - вот, что такое когнитивный диссонанс!
После освобождения Солженицын работал учителем математики и физики в провинции, в разных городах. Тут его фотографии с учениками. Мне показалось, что преподавал он с удовольствием. После реабилитации он начал активно писать, опубликовал несколько произведений. Под витриной - номер "Роман-газеты" с "Одним днем Ивана Денисовича", а на стендах - снимки бок-о-бок с Твардовским, Чуковским и, как раньше говорили, другими деятелями культуры.
Но, к сожалению, писатель практически сразу попадает в опалу, его исключают из профессионального союза (оригинал документа об этом мы видим тут же). Проходя дальше вдоль стендов, мы видим все больше фотографий с Солженицыным за работой. В какой-то момент на снимках появляется Наталья Дмитриевна Светлова. Много снимков, где семья Солженицыных сфотографирована с Ростроповичем и Вишневской. Еще дальше - и изгнание,
глаза писателя в Цюрихе полны, как будто, страха перед неизвестностью. А
вот он с Генрихом Беллем. Еще дальше - и
Нобелевская премия, выдающиеся ученые, королевская семья... Потом Вермонт, снимки уже цветные, дети, опять работа. Кстати, фотографии с детьми потрясают, видно, насколько он их любил. Есть снимки, где сыновья перепечатывают на машинке произведения отца. А вот прямо у них дома установлена школьная доска, и Александр Исаевич, математик по образованию, проводит уроки для своих детей. После чего мы висят знаменитые фотографии возвращения писателя в Россию, в том числе и
тот снимок, где он сходит на перрон вокзала. Дальше несколько фотографий ельцинских времен, Солженицыну уже за около 80-ти, но все еще бодр и работает. А на
последних снимках видно, как писатель исхудал, заметно, что он тяжело болен...
Вот эта выставка как нельзя хорошо и ярко показывает богатый жизненный путь гениального русского писателя, насыщенного столькими событиями, испытаниями, показывает самоотверженность в борьбе за правду и величие его духовности. А еще интересно, как трансформирует растительность на его лице с течением времени :-)
Раз,
два,
три! Очень рекомендую сходить всем в Манеж, осталось только 2 дня: суббота и воскресенье. Москва, Манежная пл., 1.
P. S. В этот раз я пожалел, что не взял фотоаппарат и не "зарепродуцировал" некоторые снимки. Рассказ получился бы намного интересней. Конечно, у выставки нет никакого сайта, что еще раз доказывает правильность тёминых мыслей, высказанных им в
пятничном посте.
P. P. S. Кстати, о "шарашке". Мой дедушка почти всю жизнь проработал в той же марфинской организации, где трудился Солженицын, только тогда она уже называлась "
НИИ Автоматики". Работа эта была жутко секретная, поэтому никто, даже бабушка, не знает, какими проектами он там занимался.