Сегодня прочитал на ФБ, что шестого марта сего года, умер Отар Джангишерашвили. Умер Человек, отношение к которому неоднозначно ни у близких ему людей, ни у женщин, которых он любил, ни у соратников, ни у врагов. Умер Артист, вдохнувший новую жизнь в Волгоградскую культуру, подняв с колен, пускай и красивую, но мертвую театральную жизнь. Оксюморон скажете, не соглашусь.
До его приезда в Волгоград были и театральные постановки, и блистательные и легендарные актёры. Вспомнить хотя бы Иннокентия Смоктуновского.
Были, но, и это большое НО, в театры никто не ходил. Да-да - никто, так как пара десятков школьников, с удовольствием прогуливающих уроки культмассовым мероприятием, да несколько сердобольных бабушек и экзальтированных девиц, в тысячнике зала - это ничто. С его приходом Волгоград стал обрастать театральными сплетнями, город заговорил о театре, о спектаклях, об артистах. С его приходом залы стали битком. Многие могут сказать или рассказать, какими и чьими трудами, ногами и идеями, это всё делалось и становилось, только без него - ничего этого случиться не могло. В Волгограде появился театр, Новый экспериментальный театр - Волгоградский НЭТ. Театр, который ругали, грозились закрыть. Театр, спектакли которого называли пошлыми, в то время, как вожделенно ломились на "Маленькую Веру" и "Легенду о Нараяме". Театр, обладающий таким световым и звуковым оборудованием, которое до сих пор и не снится большинству столичных театров. Театр с уникальной машинерией, где в "Ромео и Джульетта" и к месту и ко времени настоящий фонтан, где Арбенин в "Маскараде" купает Нину в Лермонтовском водопаде эмоций(настоящем водопаде).
Театр, раздвинувший театральное пространство с границ авансцены в зал, в город. Именно в этом театре зрителей встречают молодые девушки в великолепных костюмах, а администраторы в зале в смокингах. В этом театре непреложное правило для всех - улыбка, "добрый вечер", а если хотят угостить шампанским, то думают об имидже, а не экономии. Театр Отара Джангишерашвили - Школа для многих работников. Как показатель заявленного уровня выглядела строчка в резюме, об предшествующем опыте работы в этом театре. Артистов этого театра, многие из которых воспитались им, с радостью приглашали все театры маленького Волгограда, зазывали антрепризы обязательно указав на афише гордое - "артист НЭТ".
Умер человек, практически мне не знакомый, к которому и у меня "особое отношение". Умер Мириан (Отар) Иванович Джангишерашвили, человек, которого я уважаю. Я бы хотел, по театральной традиции, проститься с ним аплодисментами. Поклон Вам, Отар Джангишерашвили.
Совершу немного странный переход -
Думая и вспоминая об Отаре, случайным образом пришла такая же грустная новость - умер Олег Табаков.
Умер Человек, с которым меня также связывает немногое. Много лет назад, Олег Павлович познакомил меня со своим директором. Директором маленького театра, который не назывался, а известен был в народе, как "Табакерка" - Анатолием Смелянским. Разговаривая со Смелянским, я узнал, что автором многих администраторских находок для театра Отара Джангишерашвили, был он - Смелянский. Почему-то мне это сразу вспомнилось. Ушёл из жизни ещё один замечательный Человек - Олег Павлович Табаков. По осеннему грустным получился сегодняшний день. Уходят из жизни, по осеннему яркими листьями, яркие личности. Талантливые и неповторимые артисты. Осень, аллегорическим символом окрасила этот день. Нельзя сказать о невосполнимой утрате. Хороших, замечательных, талантливых артистов не становится меньше. Они также продолжают рождаться, играть свои роли и становиться любимыми. Просто уходят из жизни символы, легенды и любовь целых поколений. Уходят люди, словами которых мы говорим в своей жизни... И говоря об их памяти, ужасным надругательством звучат слова о "утрате с их уходом, частички себя"! Такие слова показушным предательством, дешёвенькой слезой, оскорбляют память о них. Уходя, они оставили нам свои роли, оставили свои слова и интонации, оставили целые фразы и улыбки, оставили память и любовь к ним. И я вспоминаю их с улыбкой.
Вспоминаю прощальной фразой из Захаровского "Тот самый Мюнхгаузен": "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь".