Электротеатр Станиславский всегда удивляет своими экспериментально-театральными постановками. Это настоящая кузница новаторства. И мне всегда интересно посещать его постановки, не смотря на то, что они бывают мне изначально непонятными, но смысл приходит после обдумывания, как послевкусие хорошего вина.
В настоящее время лаборатория «Варвары» Анатолия Васильева на сцене Электротеатра обратилась к пьесе Горького «Чудаки». Скажем прямо, худшей его пьесе. Но смелость идеи состоит в том, что это не готовый спектакль. Это открытая репетиция под названием "Горький опыт. Чудаки", подготовка к нему, где актёры показывают этюды, своеобразные наброски к спектаклю, которые редактируются по ходу действия. И в этих этюдах есть место и импровизации.
В этюдах изучается модель человека, его поведение в социуме и с окружающими, взаимодействие молодых и умудрённых опытом людей.
Актёры сидят друг напротив друга. Они обмениваются перекрёстными репликами и не забывают импровизировать. Это забавляет и их и зрителей.
Зрителям нужно быть очень внимательными ибо одного и того же персонажа могут играть разные актёры. И те же самые актёры, внезапно, будут играть другого персонажа. При этом мизансцена может продолжаться.
Какие-то сцены Васильев зарубает на корню, в виду их слабости, в каких-то требует продолжения игры. Так, на глазах у зрителей рождается спектакль.
Но насколько актуален текст «Чудаков». В репликах героев слышишь звук нашего времени: «Нам, русским, пора бы посмотреть серьёзно на наше положение в Европе. Никогда ещё Россия не стояла в такой безнадёжной, в такой опасной позиции». И актёры, чувствуют этот текст, иногда добавляя свой современный взгляд на происходящее в России.
Теперь поговорим о неприятном. Спектакль-репетиция начался с 20-минутным опозданием. Перед началом идёт семиминутная лекция Васильева о театральном этюде, роли Станиславского в нём и о Марии Кнебель, учеником которой он был.
Анатолий Васильев
Но в самом начале Васильев говорит о том, чтобы не ждали классическую театральную постановку с мизансценами, что театра, в обычном понимании не будет и поэтому те, кому это не нравится, могут уйти. На минутку, билеты на этот спектакль-репетицию стоят от 900 до 2200 рублей. То есть режиссёр предлагает зрителям уйти за их собственные деньги. Это неуважение к зрителям, которое сразу испортило настроение перед началом действия.
Далее, режиссёр сел в своё кресло. Наступила тишина. Не знаю сколько она продолжалась, но ещё минут семь. Один из зрителей громко сказал: «Создаётся впечатление, что все ждут, когда кто-то из зрителей что-нибудь скажет». На что последовал ответ Васильева: «Не угадали. Попробуйте ещё». Вкупе с предложением к зрителям, которым может не понравиться эксперимент, уйти (напоминаю, за их же деньги) это уже какое-то изощрённое хамство. Невозможно представить, чтобы Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Александр Таиров и другие великие театральные режиссёры могли бы произнести такое в адрес зрителей, пришедших на спектакль.
И чтобы не останавливаться на грустном. Шикарная игра актёров в этюдах мне понравилась. Блистала Янина Третьякова. Была хороша Екатерина Андреева. С некоторой шикарной холодностью прекрасно играла Мария Беляева, просто великолепный монолог исполнила Александра Милькис. Ребята тоже отлично играли.
Подытоживая всё вышенаписанное хочу сказать, что эта репетиция для очень подготовленного зрителя, который является фанатом театра и которому интересен процесс становления спектакля.
Интересно будет посмотреть уже готовый спектакль, так что в ожидании.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект