Вот уже более двух тысяч лет человечество считает, что Иуда предал Христа. Но что, если не так и всё было по другому и Иуда не предатель? Об этом размышляет режиссёр Юрий Грымов в спектакле "Иуда?" премьера которого состоялась в театре "Модерн".
Иуда - Лев Смирнов
Юрий Грымов: "Мы шли к этому четыре года. Это завершающая, третья часть, нашей трилогии "Антихрист и Христос". Для нашего театра это важно... Поводом является самое громкое предательство. Мы прошли по той самой грани, которую никто не делал до нас. В кино чуть-чуть пытались, но не так удачно. В театре это почти не поднималось. Мы взяли на себя эту ответственность и она, конечно, трудная".
Юрий Грымов
Спектакль начинается со сцены суда над Иудой. Причём это современный суд в некоем коллективе, где каждому раздают роль библейского персонажа и после этого зрители переносятся на 2000 лет назад. "Не было бы распятия, не было бы христианства. "Кому оно было выгодно?", - задаются вопросом на суде. И был Иуда на самом деле предателем? Ведь существуют разные трактовки этих событий. Но основной стала одна.
На пресс-конференции Юрий Грымов сказал, что читал массу религиозных источников и беседовал с богословами, и он представляет зрителям настоящую жизнь Иуды. И на самом деле трактовка того, что Иуда не предавал Христа имеет место быть. Известно, что не так давно в Египте было найдено, так называемое "Евангелие от Иуды", его перевод на коптский язык примерно II-III века. И там говорится, что Иуда выдал Христа по его просьбе ради общего спасения. Также известно, что Иуда был любимым учеником Христа, а кроме того, он был и хранителем казны. Так зачем же ему было принимать 30 серебренников?
Иисус - Богдан Щукин
Самого Иуду на сцене мы видим редко. Иисуса больше. Но основным моментом является интрига Исхака и Каиафы вокруг Христа.
Исхак - Вадим Пинский
И я поймал себя на мысли, что это спектакль о государственности в целом. "Иисус выступает против земной власти. Простому народу это нравится. А если об этом узнает кесарь, ему это не понравится. Если Иисуса не остановить, Иудея, как государство, исчезнет. А я этого не хочу", - говорит Исхак Каиафе. "И я этого не хочу!", - отвечает Каиафа.
Иуда - Лев Смирнов, Исхак - Вадим Пинский
А когда опоенный Исхаком сонным зельем Иуда просыпается и понимает, что его подставили, выставили предателем, то Каиафа говорит ему: "Так надо!" И мы видим, что здесь включились государственные интересы.
Каиафа - Алексей Багдасаров
Монументальна сцена с Пилатом, который периодически выезжает на коне, и, в один из его выездов, под копытами коня оказываются люди, символизируя его безжалостность.
Понтий Пилат - Александр Борисов
Библейские сцены красивы. Мы видим и Христа в пустыне, и омовение ног своих учеников, и спасение блудницы на площади. Одежды идентичны одеждам двухтысячелетней давности.
Блудница - Анастасия Скибунова, Иисус - Богдан Щукин
Но в современность зритель уже не возвращается и вправе сам задуматься, а как оно было на самом деле. Но не только об этом, а и о том, что происходит сейчас, что происходит внутри самого себя. И о том, что должно ли государство защищаться от внутренней угрозы, если она исходит от какого-то человека. Да, это спектакль не только о религии, он ставит очень много вопросов.
Иисус - Богдан Щукин
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект