Театр "Ленком Марка Захарова" обратился к животрепещущей теме, к эмиграции из России и судьбах эмигрантов. А когда она не была актуальной за последние сто с лишним лет? Бег, который часто идёт по кругу. И этот бег описал Михаил Булгаков в своём романе, а Александр Лазарев поставил спектакль "Бег", наполненный, в какой-то мере, современными смыслами. И я зайду сразу с козырей. Хлудов...
Хлудов - Дмитрий Гизбрехт
Актёр, сыгравший Хлудова, не был известен широкой публике и прессе. Его не было на пресс-конференции. После спектакля журналисты за ним охотились. Дмитрий Гизбрехт - мощнейшая по своему драматизму роль. Игра на разрыв аорты. Он сыграл негодяя, которого полюбила публика. Он знает, что война проиграна, но продолжает свою войну. Его Хлудов любит смелых и решительных людей и он приказывает повесить Крапилина не потому, что он сказал ему правду, а потому, что сказав её, он тут же стал просить у Хлудова прощения. В то же время Хлудов помогает Голубкову, который не побоялся его и не стал каяться. Сцена сумасшествия, раздвоения личности вызывает дрожь, мурашки и холод в спине. А его медитация на ковре, когда вокруг него появляются восемь Хлудовых, его незримых альтер-эго, навевает незримый ужас. При этом Хлудов понимает, что болен. Но также он понимает, что без России он не может. Он знает, что его ждёт на Родине, но, тем не менее, Хлудов уезжает в Россию. Он уходит в свет, а ковёр, закатывающийся за ним, означает конец его жизни. Но свет его принимает.
Хлудов - Дмитрий Гизбрехт
В спектакле есть аллюзии на современность и, пожалуй, самая главная из них, это бесконечно длинный стол, за которым Тихий допрашивает Голубкова и запрещает ему приближаться. При этом очень интересно цветовое и игровое решение сцены допроса, где всё, внезапно, окрашивается в кроваво-красный цвет, а Тихий предстаёт этаким сумасшедшим монстром на столе.
Тихий - Станислав Тикунов, Голубков - Алексей Поляков
И тема предательства, поднятая в спектакле, актуальна всегда. Является ли предателем Голубков, испугавшись, написавший донос на Серафиму Корзухину? На мой взгляд, да.
Серафима Корзухина - Ясмин Мамаева
И уж точно является предателем Парамон Корзухин, который отказался от своей жены Серафимы. И не только от неё, а и от России, от всего русского. И мы видим блестящую игру Андрея Леонова, который из вальяжного, презирающего всех богатея превращается в трусливое ничтожество, что покидая при допросе у Тихого, что при проигрыше тридцати тысяч долларов Чарноте.
Парамон Корзухин - Андрей Леонов
Сцена игры Чарноты с Корзухиным одна из лучших в спектакле. Невероятный накал, кураж Аверина в роли Чарноты. И появление Люськи, бывшей любовницы генерала, а теперь жены Корзухина. ставшей третейским судьёй и, фактически, спасшего Чарноту и Голубкова от собиравшегося было вызвать полицию, с заявлением о, якобы ограблении, Корзухина. И это ведь любовь.
Чарнота - Максим Аверин, Корзухин - Андрей Леонов
Ведь Люська, в роли которой Анна Якунина, последовала за Чарнотой за границу, поддерживала его как могла, и стала проституткой, потому что надо было как-то выживать. А Чарнота не мог ужиться за границей. не мог зарабатывать торговлей и не хотел. Расставание было неизбежно. Можем ли мы осуждать Люську? Полагаю, что нет.
Чарнота - Максим Аверин, Люська - Анна Якунина
Чарнота Максима Аверина лёгок и бесшабашен. Он авантюрист по своему характеру, который ради справедливости может совершить мужской поступок. Но он и слаб, когда нет войны. когда мирная жизнь. Он воин, а не обычный городской мещанин. И в этом его трагедия. И сцена на базаре, где он пытается заработать на жизнь торговлей, показывает это, его иронию к происходящему и вселенскую тоску в глазах.
Максим Аверин: "Это потрясающая пьеса, актуальная, и это очаровательная русская тоска, которая граничит с таким удивительным юмором, трагедией. Это такое сочетание... Я безумно счастлив!"
Чарнота - Максим Аверин
Сцена на базаре также достойна внимания. Она яркая, живая. А русская девушка, бьющаяся в сумасшедшем танце, зарабатывая на жизнь, а потом плачущая в сторонке на плече у матери, вызывает и восторг и комок в горле.
Ну и, конечно, сцена тараканьих бегов, которую комментирует конферансье, прекрасна. Эти бега символизируют бегство за границу.
Марк Варшавер: "Я мечтал с юношеских лет о постановке этого спектакля... Приходит ко мне Александр Александрович после премьеры "Поминальной молитвы": "Марк Борисович, а можно мне попробовать себя ещё и в "Беге" Булгакова?" У меня предынфарктное состояние, такая пьеса, невероятно сложная. С какой уверенностью, с какой радостью он уверенно говорил об этом. Я не мог не поверить. Я сказал: "Александр Александрович, конечно, давайте начинайте работать... Сорок минут показал Александр Александрович через какое-то время, и у меня было восторженное состояние от того, что я увидел. И продолжение работы пошло".
Александр Лазарев, Ольга Никитина, Михаил Колегов, Максим Аверин, Анна Якунина, Марк Варшавер
Надо отметить костюмы, которые создала Ольга Никитина. Они переносят нас в начало двадцатого века. И выписаны они очень точно.
За хореографию в спектакле отвечает Михаил Колегов и его тоже великолепна
Чарнота - Максим Аверин
Фраза: "В России за 10 лет меняется всё, за сто лет - ничего", - является эпиграфом спектакля. И, может быть, уже как-то отойти от этой фразы и перестать бегать за границу при первой опасности? Там лучше-то не будет. И вот именно об этом спектакль "Бег" "Ленкома Марка Захарова", о котором будут много говорить и обсуждать.
Хлудов - Дмитрий Гизбрехт, Голубков - Алексей Поляков
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект