Король, до кончиков ногтей король!
Взгляну в упор - и подданный трепещет…
Возможно, положившись на то, что подданные будут трепетать всегда, сумасбродный король Лир решил, что имеет право отказаться от власти - разделить царство между дочерями - и дожить свои дни в уважении и почете. Однако природа власти такова, что человек, имеющий власть, и тот же самый человек, ее лишенный, в глазах окружающих имеют совершенно различный вес. Даже если эти окружающие - твои собственные дети.
Фото с сайта театра, фотограф Я. Овчинникова
Мир короля Лира - застывший мир. Мир застоя. Стулья выстроены по линейке, подданные (в том числе дочери) сидят по линейке: все чинно-благородно. И вдруг - взрыв. Лир делит свое царство, причем, прогневавшись на самую любимую дочь Корделию - из-за ее излишней честности - лишает ее наследства. Регана и Гонерилья получат по полцарства, а Корделия - ничего.
Но и Регана, и Гонерилья опасаются отца, и нельзя сказать, что их опасения беспочвенны: сегодня он отрекся, завтра, неровен час, решит вернуться, сторонников у него достаточно, и даже такие могущественные вельможи, как Глостер, могут его поддержать. В самом деле, мало ли что взбредет Лиру в голову?
…А может быть, прежний мир Лир лишь пошатнул своим решением, а окончательно его уничтожил злой клоун Эдмонд, побочный сын Глостера, одержимый жаждой честолюбия. Он разрушает все, к чему прикасается - жизнь своего сводного брата Эдгара, жизнь отца, брак Гонерильи и Реганы, губит Корделию. У Лира все же есть оправдание - он не в себе. Эдмонд более чем в себе и действует, полностью осознавая последствия своих поступков.
"Король Лир" в постановке Юрия Бутусова - притча о власти, которая сводит на нет любые родственные связи, об упорядоченном мире, который взрывает безумие, о детях, которые отрекаются от отцов - и о тех, которые не отрекаются. Головокружительны Артур Иванов (Лир) и Сергей Волков (Эдмонд), впечатляют Виктор Добронравов (Глостер) и Евгения Крегжде, которая играет и Корделию, и шута - обе эти роли, как открыли в свое время шекспироведы, были написаны в расчете на одного актера. Яна Соболевская (Гонерилья) и Ольга Тумайкина (Регана) - две темные звезды зла, и можно только посочувствовать слишком мягкому Альбани (Владимир Логвинов), который женат на одной из них.
Огромная луна как символ безумия, дым, воздушные шары, тщательно подобранный саундтрек, сонеты, добавленные в текст драмы - Бутусов пленяет, удивляет, завораживает. И вновь доказывает, что Шекспир, по удачному выражению его друга Бена Джонсона, "принадлежит всем временам".