Экспериментальная сцена (вход через 10-й подъезд монументального здания) как нельзя лучше подходит для постановок начинающих режиссеров. И это замечательно, что есть такая площадка, на которой они могут пробовать свои силы. Зрителям же стоит держать в уме, что характер площадки предполагает минимальное количество реквизита и более чем скромное оформление.
ЦАТРА зимой вечером, вид из Екатерининского парка
В этом месяце я посмотрела два спектакля на экспериментальной сцене. «Свадьба Кречинского» поставлена по пьесе Сухово-Кобылина - не такой заезженной, как произведения классиков первого ряда, и это, конечно, плюс. Режиссер Анна Макеева осуществила вполне крепкую постановку, которую можно после некоторых доделок перенести на малую сцену театра. Видна работа с актерами, на сцене присутствует выкрашенное в розовый пианино, словно символизируя тему сентиментальной любви героини к герою, который уж точно менее всего сентиментален и охотится только за ее деньгами. Хорош и убедителен Петр Кислов (Кречинский), очень хорош Игорь Марченко (Расплюев).
К минусам постановки можно отнести то, что публика сидит по обе стороны сцены-подиума и что в сценическое пространство по факту включена входная дверь в зал, которая оказалась за спинами части зрителей, из-за чего было не всегда удобно следить за происходящим. В другой раз лучше учитывать такие моменты.
Если «Свадьбу Кречинского» можно назвать вполне традиционной постановкой без сюрпризов, то режиссер «Бобка» Сергей Тонышев (ученик Сергея Женовача) явно пытается нащупать свой путь, отличный от других (и от учителя тоже). Для начала он взялся не то что за сложный, а за архисложный материал - за Достоевского, соединив фрагменты «Братьев Карамазовых» с кусочками «Дневника писателя», среди которых оказался рассказ «Бобок». Именно этот рассказ, в котором фигурируют загробный мир, кладбище и колоритные споры мертвецов, задает тон спектаклю. Чтобы компенсировать отсутствие декораций, режиссер сделал ставку на световые эффекты, и хотя порой они заставляют вспомнить древний фильм «Ведьма из Блэр», в принципе они работают. По новейшей моде некоторые актеры-мужчины играют женские роли, и наоборот, но не всегда удачно - так, Дмитрий Оболонков и Даниил Штейн справились с ролями старух куда лучше. В целом гротескная фантасмагория «Бобок» производит более оригинальное впечатление, чем фрагменты «Братьев Карамазовых», вошедшие в спектакль. Интересно, пожелает ли режиссер идти дальше по пути аналогичных фантасмагорий - и не возьмется ли однажды, к примеру, за инсценировку Э.Т.А. Гофмана, у которого целая кладезь необычных, странных и мистических сюжетов.