Фестиваль "Органные вечера в Кусково" приглашает блогеров, можно с +1, на концерты 7, 11, 13, 14, 18, 21, 28 августа в бывшей подмосковной усадьбе графов Шереметевых.
7 августа (суббота, 17:00) у посетителей Кусково будет возможность услышать легендарную органистку рижского Домского собора Евгению Лисицыну. В программе концерта шедевр классической музыки и личный хит Евгении Лисицыной - полный цикл «Времена года» Вивальди. Еще на заре своей профессиональной деятельности она сделала потрясающую обработку «Времен года» для органа и объездила с ней всю Европу, включая родину Вивальди - Италию. Пластинка фирмы «Мелодия» с этой аранжировкой стала самой популярной и тиражируемой в СССР. Дополнят программу сочинения И.С.Баха и Макса Регера.
В концерте 11 августа (начало в 19.00) примет участие Владимир Скоморохов, лауреат многочисленных международных органных и пианистических конкурсов, и его коллеги - кларнетист Илья Лолейт и флейтистка Тереза Лолейт. Скоморохов уже не в первый раз появляется в фестивальной афише и успел зарекомендовать себя в качестве виртуозного, яркого, вдумчивого исполнителя.
Музыканты подготовили программу, включающую шедевры Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана, а также произведения, более известные в кругу любителей кларнетовой музыки - Франца Данци и Бернхардта Крусселя. Будут и виртуозные произведения представителей французской органной школы - Вьерна и Видора.
13 августа (среда, 19:00) слушателям будет предложена программа «В ПОИСКАХ ОРФЕЯ: жемчужины итальянского и французского барокко». История об Орфее многие века остается одним из самых популярных сюжетов мировой музыкальной культуры. В программу концерта вошли фрагменты из оперы Клаудио Монтеверди «Орфей», с которой, по сути, началась вся история европейской оперы и счастливая жизнь мифа об Орфее в музыке. Кроме того, слушателей ждет редчайшая возможность познакомиться с кантатой «Орфей» Луи-Николя Клерамбо - придворного музыканта Людовика XIV. «Орфей» справедливо считается одним из лучших его творений.
Многие композиторы из тех, чья музыка будет звучать на концерте, подобно мифическому Орфею, стали легендой. Это и итальянец Бьяджо Марини, совершивший настоящую революцию в искусстве игры на скрипке и изобрел множество виртуозных приемов, которыми скрипачи пользуются сегодня. Это и Делаланд - музыкант столь искусный и утонченный, что Людовик XIV поручил ему музыкальное воспитание принцесс и назначил главой Королевской капеллы. А выдающийся органист Жан-Батист Буссе возглавлял капеллу в Лувре. Еще одна поистине легендарная фигура - нидерландский органист Свелинк, чья музыка столь прекрасна, что современники прозвали его «Амстердамским Орфеем». А жизнь потрясающего музыканта, исполнителя на виоле да гамба Сент-Коломба стала легендой уже в наши дни: в 1991 году Паскаль Киньяр опубликовал роман «Все утра мира», сделав Жана одним из главных героев, в том же году режиссер Ален Корно снял по роману одноименный фильм с участием ансамбля Жорди Саваля, после чего музыка Сент-Коломба обрела невероятную популярность.
Все эти редкие сокровища итальянского и французского барокко будут исполнены на исторических инструментах и познакомят слушателей не только с музыкой той прекрасной эпохи, но и особым барочным типом музицирования. В концерте примут участие Сергей Полтавский (виоль д'амур), Руст Позюмский (виола да гамба), органистка Анна Орлова и певица Алиса Тен (сопрано).
14 августа (суббота, 17:00) ведущий российский органист Алексей Шевченко исполнит Третью часть «Клавирных упражнений» И.С. Баха, именуемую «Органной мессой». Это циклическая композиция, состоящая из Прелюдии ми бемоль мажор, 21 хоральной обработки, 4 дуэтов и Фуги ми бемоль мажор. Бах придавал большое значение этому опусу, не случайно среди всех его органных творений именно он стал первым, опубликованным при жизни. Композиция написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, состоявшейся в церкви св. Фомы. Она содержит ряд обработок хоральных песнопений протестанского богослужения. Своей структурой напоминает Катехизис Лютера, состоявший из двух частей: в Большом катехизисе излагались догматы веры, а Малый катехизис был обращен к детям и простому народу. Поэтому каждый хоральный напев представлен в двух версиях - пространной, где автор использует все ресурсы органа, и малый, исполняемый без педали. Благодаря такой структуре в прошлом Третью часть «Клавирных упражнений» называли «Органным катехизисом», а сейчас именуют «Органной мессой».
18 августа (среда, 19:00) солистка барочной капеллы "Золотой век" Фатима Лафишева (барочная скрипка) и органистка Елена Стрижакова представят изысканную программу из произведений французских композиторов эпохи барокко - Луи Маршана и Жана-Мари Леклера, и композитора, ставшего символом органной музыки и эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха.
Известна история о несостоявшейся музыкальной дуэли Иоганна Себастьяна Баха с его современником - французским композитором, органистом и клавесинистом Луи Маршаном. В Дрездене на концерт Луи Маршана, которого в то время очень почитала придворная публика, пришел Иоганн Себастьян Бах. После того, как виртуоз исполнил французскую пьесу и восторженный зал устроил ему овации, Бах сел за клавесин и сыграл 13 вариаций на тему только что исполненной пьесы. По свидетельству очевидцев, Маршан был изумлен. На следующий день Бах написал музыкальную тему и попросил Маршана без подготовки исполнить на эту тему импровизации; а затем предложить ему - Баху - ответную тему для дальнейших импровизаций. По сути, Иоганн Себастьян Бах вызвал коллегу на творческую дуэль. Но она, увы, не состоялась. Маршан предпочел покинуть Дрезден, не ответив Баху. Спустя века в одном концерте эти два композитора встретятся вновь.
21 августа (суббота, 17:00) на фестивале будет представлена программа «Музыкальные мистификации». В числе самых удачных мистификаций ХХ века - Ave Maria Джулио Каччини, авторство которой принадлежит питерскому гитаристу Владимиру Вавилову, а также знаменитое Adagio Альбинони, написанное на самом деле итальянским композитором и музыковедом, биографом и исследователем музыки Альбинони - Ремо Джадзотто.
Французский композитор Анри Казадезюс среди прочего прославился тем, что сочинил немало подделок, которые приписывал знаменитым композиторам прошлого, - в концерте прозвучит концерт «Иоганна Кристиана Баха» для альта и оркестра. А советский композитор Михаил Гольдштейн придумал целого автора, никогда в действительности не существовавшего - украинского композитора Николая Овсянико-Куликовского, чья Симфония №21 стала настоящим музыкальным манифестом советской культурной идеологии; в концерте прозвучит соната Гольдштейна, которую он приписал русскому композитору Хандошкину.
К музыкальным подделкам можно в некотором роде отнести и сонату «Арпеджионе» Франца Шуберта. Дело в том, что она была создана для арпеджионе - инструмента, который ныне уже не существует, однако произведение это настолько яркое, что его исполняют и на альте, и на виолончели, и на флейте, и на гитаре. В какой версии она прозвучит на концерте - узнают только пришедшие на концерт.
28 августа (суббота, 17:00) известные органисты Александр Князев и Елена Привалова в одном вечере представят цикл из шести органных сонат великого Иоганна Себастьяна Баха. Мультиинструменталист Александр Князев уже неоднократно исполнял подобный цикл сольно, но в этот раз предложил исполнить шесть сонат вместе с художественным руководителем фестиваля «Органные вечера в Кусково», органисткой Еленой Приваловой. Князев исполнит три минорных сонаты, а Привалова - три мажорных.
Эти шесть трио-сонат для органа являются чрезвычайно сложными для исполнения.
Альберт Швейцер (франко-германский теолог, органист, философ) однажды сказал: «Тот, кто изучал и практиковался с этими сонатами основательно, больше не встретит никаких трудностей ни в старой, ни в новой органной литературе». Композитор сочинял этот цикл как учебное пособие для своего сына Вильгельма Фридемана, которого таким образом «обучил быть великим органистом, коим он действительно стал». Вероятно, именно поэтому в сонатах появляются галантные штрихи в стиле итальянских концертов, вдохновленных операми, которые ставили в Дрездене, - Фридеман Бах был их большим поклонником.
Почти бесконечное изменение форм и вариаций делает эти произведения удивительным и многогранным миром. Художественную ценность этих произведений невозможно переоценить.
Условия участия:
- У нас есть по 1 приглашению для блогеров, можно с +1 на каждый концерт
- Оставляете свою заявку на участие в комментариях к этой записи, где пишете число, на которое бы хотите пойти на концерт
- В соцсетях указываете хештег фестиваля - #ОрганныеВечераКусково
- По итогам посещения:
- Пишете развернутый пост-отчет о посещении с фотографиями и вашими впечатлениями в течении недели (если не успеваете - сообщите куратору) с активной ссылкой на сайт музея-заповедника
Музей-усадьба "Кусково", на проект
Москультура, на сообщество
moscultura, где можно найти интересные приглашения для блогеров. Ссылки на отчёты кидаете сюда, на страницу записи.
Размещаете свой отзыв на
В группе фестиваля на Фейсбуке Оставляете свои отзывы на сайтах:
Афиша.ру,
Театр.ру,
Ваш досуг ,
Яндекс.Афиша,
Kuda.Go,
Отзовик и своих соцсетях
Помните: если вы записались на мероприятие - приходите!
Если ваши планы изменились - не забудьте как можно раньше снять свою заявку. (Лучше всего стереть основной комментарий и написать новый, что не сможете прийти.)
Распространение информации об анонсе приветствуется.
Место: Усадьба "Кусково", Дворец
ВХОД ПО СПИСКУ