Церковь Святой Ирины (Aya İrini) - одна из самых древних сохранившихся христианских церквей в Стамбуле. Название церкви переводится как «Посвященная Святому миру», то есть мирному времени, а не Святой Ирине, как следует из дословного перевода на русский язык. Это самый старый храм византийских времен в Стамбуле.
Она была построена в 332 году во время правления великого римского императора Константина Великого на месте разрушенного античного храма Афродиты. Собор Святой Ирины был главным храмом города вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, - как уточняет Сократ.
В 532 году церковь сгорела при пожаре, а в 548 году была восстановлена в новом для VI века виде базилики в форме креста по указанию византийского императора Юстиниана.
Согласно Житию Святого Стефана Нового, в Айе-Ирине состоялся первый Вселенский Константинопольский Собор в 381 г.
В дальнейшем здание еще несколько раз перестраивалось, но всегда сохраняло свое христианское назначение и никогда не переделывалось в мечеть.
До самого падения Константинополя в Церкви Святой Ирины проходили богослужения, а после стала использоваться османами как оружейный склад. В 1846 году в здании бывшей церкви была впервые выставлена военная музейная коллекция, а в 1869 году здесь официально открылся Императорский музей.
Но в церкви было недостаточно места для хранения растущей коллекции музейных экспонатов, поэтому она была перенесена в Археологический музей.
Культурный слой в этом месте поднялся за полторы тысячи лет на 5 м, так что, входя внутрь, придется довольно долго спускаться по дощатому настилу.
Церковь сохранила свой исконный атриум - большое крытое помещение перед входом.
В отличие от других константинопольских храмов, Ирина сохранила и уникальный раннехристианский синтрон, т.е. поднимающиеся амфитеатром сиденья для епископов.
Апсиду, пятиугольную снаружи и полукруглую внутри, украшает огромный мозаичный крест, исполненный черными контурами по золотому фону, который является амечательным образцом иконоборческого храмового убранства: ведь именно крест как универсальный и не подлежащий индивидуальным трактовкам символ иконоборцы противопоставляли иконе.
На стенах и под куполом в отдельных местах можно увидеть мозаики. По большей части они повреждены или перекрыты живописью. Сейчас здание иногда используется для проведения концертов, но в основном оно предназначено для посещения и осмотра туристами.
В данный момент бОльшая часть храма на реконструкции.
Текст и фото: Екатерина Левина / Москультура
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект