"Иисус Христос - суперзвезда" - как сатира над шоу-бизнесом и политикой

Jan 30, 2020 18:00

А вот я задумался, могла ли рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда" быть поставлена в современной России, если бы она была написана сейчас и ещё не стала бы классическим произведением. Даже и не знаю. А между тем это великое произведение не только привлекает зрителей в театр, но и прихожан в церковь. Да-да, сумасшедшие гитарные рифы наложенные на классический сюжет "Нового Завета" воистину, делают чудеса. И даже на спектакле в два часа дня театр полон, что и было на этом спектакле питерского театра "Рок-опера" в "ИЗМАЙЛОВО Concert Hall"




Тот самый момент, когда на сцене нет декораций, а игра актёров настолько мощна, что декорации и не нужны. Интересно, что на разных спектаклях актёры играющие роли Иисуса и Иуды меняются местами. То есть, если в один день один актёр играет роль Иисуса, а другой роль Иуды, то на следующий день они, соответственно поменятся ролями. Я видел спектакль, где роль Иисуса играл Ярослав Баярунас, а Иуду - Александр Кашапов.

02.


Иисус, как и положено предстаёт спокойным светлым человеком с нежным голосом. Но, в то же время, это не "статичная святость". Прежде всего мы видим перед нами живого человека, который живо реагирует на события. И, пожалуй, одним из самых мощных моментов в спектакле, это изгнание беснующейся толпы. Мы видим его в гневе.

03.


Сцена "Тайной вечери" пропитана очень спокойной, но мощной жёсткостью Иисуса, который знает, что его предадут, знает. кто предаст.

04.


Иуда же показан не столько подлецом, сколько сомневающимся человеком, который спорит с Иисусом. Он просит не идти Иисуса на поводу у толпы. А на "Тайной вечере" он и не скрывает, что предал Иисуса, чтобы предотвратить бунт римлян. Короткая ария а-капелло в конце первого акта прекрасна. А зритель должен сам решить кто прав, а кто нет.

ДЖУДАС
О, жалкий вождь, гляди, куда ты нас завёл!
Высокой цели нашей померкнул ореол.
Хотел бы сдать тебя властям, не морочил чтоб зря!
Как обычнейшую дань! Как подстреленную лань!
Сдать, как бунтаря! Простого бунтаря!
Как обманщика и вора! Самозванного царя!

05.


Очень сильно сыграна роль Пилата (Вячеслав Ногин). Сильная мощь и, в то же время, душевные переживания и сомнения показывают то, что Пилат обычный нормальный человек. И он до последнего предлагал помощь Иисусу и пытался защитить его от казни.

ПИЛАТ
Вот он - ваш Джизус Крайст!
Не в своём уме.
Его надо взять, посадить, но убивать зачем?
Он - печальный чудак, не пророк, не Бог.
Но ведь и не преступник!

ТОЛПА
Убей его!
Смерть смутьяну!
Смерть смутьяну!

ПИЛАТ
Не стыдно ль вам перед царём своим?

ТОЛПА
Наш царь один лишь цезарь!

ПИЛАТ
Вы лжёте все! Вам ненавистен Рим!

ТОЛПА
Наш царь один лишь цезарь!
Смерть смутьяну!

ПИЛАТ
Нет основанья для осуждения.
Он невиновен! Откуда в вас злоба?
Он не преступник, он заблуждался!
Ну ладно, я предам его бичу, чтоб только
Ваши рты заткнуть, шакалы!

ТОЛПА
Смерть ему!
Смерть ему!

06.


Но давайте же вспомним, что рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" была написана, как сатира над шоу-бизнесом. И мы видим это в разговоре Иисуса с Иродом, где Ирод ярко появляется с девочками, как шоу-бизнесмен, и просит показать Иисуса, что он может.

"Говорят, ты гвоздь сезона!
Ты - суперзвезда!"

07.


А Каиафа с Анной рассматривают Иисуса, как популиста, который просто манипулирует толпой, показывая дешёвые фокусы и, в то же время, подстрекающий народ к бунту. Хм...Что-то мне это напоминает.

АННА
Зачем отнимать игрушку у детей -
Пусть тешат себя иллюзией своей.
Время есть…

КАИАФА
Он ведет к расколу!
Я не в праве отступить.
Чтобы выжить, надо быть
Заодно, как прежде.
Разве непонятно, что священство может пасть.
Если мы утратим власть, гибель неизбежна!

08.


В спектакль не вошёл заключительный трек SUPERSTAR, который исполняет Иуда. Не знаю, почему. В нём Иуда задаёт вопросы и спрашивает, а зачем, собственно, нужна была эта жертва?

ИУДА
Одного я не пойму:
В чём был твой расчёт?
Как ты дал себя завлечь
В такой переплёт?
Разве трудно было угадать наперёд?
Как ты странно выбрал
Век, страну и народ!
Как ты проповедовал без всякой рекламы?
Без кино, газет и даже телепрограммы?

Я ведь что хочу?
Чтобы стало ясно!
(Я хочу понять! Я хочу узнать!)
Я ведь что хочу?
Чтобы стало ясно!
(Я хочу узнать! Я хочу понять!)
Ах, мне бы лишь узнать,
Чтоб было всё понятно,
Ах, мне бы лишь узнать,
Чтоб было всё понятно.

Джизус Крайст! Кем ты был?
Что ты нам жертвой своей открыл?
Джизус Крайст! Кем ты стал?
Что ты нам жертвой своей сказал?

Джизус, кто там наверху
Среди суперзвёзд?
Кто с тобой рядом
Может встать в полный рост?
Будда в моде или нет?
О, дай мне ответ,
Двигал гору Магомет
Иль всё это бред?
Для чего ты умер так?
Ты ждал ли награды?
Знал ли ты, что смерть твоя
Войдёт в хит-парады?

Я ведь что хочу?
Чтобы стало ясно!
(Я хочу понять! Я хочу узнать!)
Я ведь что хочу?
Чтобы стало ясно!
(Я хочу узнать! Я хочу понять!)
Ах, мне бы лишь узнать,
Чтоб было всё понятно,
Ах, мне бы лишь узнать,
Чтоб было всё понятно.

Джизус Крайст! Кем ты был?
Что ты нам жертвой своей открыл?
Джизус Крайст! Кем ты стал?
Что ты нам жертвой своей сказал?

09.


Питерцы показали великолепный спектакль, где очень тонко надо различать перемешение религии, политики и шоу-бизнеса. В наше время это стало одним целым и спектакль надо смотреть учитывая все нюансы текста и музыки.

10.


Да, это было мощно, это было красиво, и, что называется, питерцы дали жару и заставили задуматься о многом, происходящем в нашей жизни. И вставший на поклонах зал неистовал бисовал прекрасной игре актёров, подтверждая это.

11.


Фото: Михаил Брацило / Москультура

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект


Новости СМИ, Театр Рок-опера, МосКультУра, Театр, Отзыв

Previous post Next post
Up