10 интересностей о Бэнкси и стрит-арте

Mar 20, 2013 11:37

Редакция fastcult меня попросила написать пост о Бэнкси. Я его мысленно себе уже 100 лет обещал, поэтому согласился. Писал в итоге две недели и сгенерил буквально следующее :) Кстати fastcult всячески рекомендую - отличный проект об интернет-культуре, мемах, о том, как они возникают и почему :)
А теперь сам пост :)

Бэнкси в мире стрит-арта это как Ленин в Советском Союзе. Говорим стрит-арт - подразумеваем Бэнкси. Говорим Бэнкси - подразумеваем стрит-арт.



Писать про Бэнкси непросто, потому что он - слишком популярен. Это целый институт, глыба, человечище, который и сейчас живее всех живых заставляет биться сердца хипстеров по всему миру. :)

Тем не менее - рискну нарваться на поток скепсиса и написать так, чтобы было интересно и тем, кто знаком со стрит-артом, и тем, кто практически ничего не знает про самое мощное арт-движение последнего десятилетия.

Держите 10 интересностей про стрит-арт гуру номер один :) Сами интересности разбавлю любимыми работами маэстро. Их интерпретацией и обсуждением культурно-эстетической ценности заниматься не буду. :)) Тут в глазах смотрящего, как говорится.

1. Парадокс Banksy: быть знаменитостью, чтобы при этом тебя не узнавали на улице
Почти все знают работы Banksy. При этом очень мало кто знает, как выглядит автор :) Banksy - анонимный художник. Великий, ужасный и неуловимый :) Причем если началось все с того, что его деятельность все же нелегальна, поэтому подписываться под своими работами - это все равно что свой приговор подписывать. А потом, по словам самого Banksy, он понял, что аноним - это все равно что невидимка. Своего рода супергерой.



"Эксперты" из интернетов любят говорить, что мы все тут лохи и что нас разводят, что на самом деле всем известно, кто это. На самом деле, с анонимностью Бэнкси все немного проще. Узнать, кто это на самом деле, можно. Придется попыхтеть, конечно. Бэнкси окружен рядами лояльных друзей, многие связаны по рукам и ногам контрактами его юристов. Но тем не менее, пробить броню можно. Пара журналистов делала подобные "сенсационные расследования". В интернете можно найти пару имен, доказательства, что за Бэнкси стоит именно этот человек, но...

попробуйте почитать эти статьи. Ни капли смысла это расследования не прибавили. На данном этапе Banksy стал полумифическим и полусказочным персонажем. Его работы, а также легенды, окружающие эти работы и самого Banksy, - в разы интересней, чем человек, который стоит за этим. Поэтому данные расследования имеют такую же значимость, как то, кто именно играл Деда Мороза в рекламе Кока-Колы. Какая на фиг разница? Или кто рисовал Мистера Фримана. Вообще пофиг. Или кто прячется в костюме Стига в Top Gear. Все-рав-но!

2. Banksy и интернет.
Раньше работы уличных художников видели только те, кто проходил мимо. Отсюда и нездоровое увлечение поездами - ночью "украсил" пару вагонов, а днем - получай галерею на колесах. Поезд весь день ездит городу и мозолит всем глаза! :)

С приходом интернета стало достаточно одной хорошей фотографии граффити, чтобы работа продолжала жить своей жизнью.



Бэнкси стал одним из первых, кто понял всю силу интернета. В какой-то момент он перестал подписывать свои работы и теперь весь интернет с азартом игрока ищет, фотографирует, выкладывает граффити в интернет и спорит об авторстве (сами понимаете, спорить в интернете умеют). Мне как минимум раз в неделю присылают разные фотографии с вопросом "оно?" или "похоже?"

Как правило, "правильный ответ" можно получить через 2-3 месяца - Бэнкси обновляет свой сайт и публикует там подробку свежих работ.

3. Техника "стэнсилс": Бэнкси сделал трафареты непозорными.
Большинство своих работ Бэнкси может выполнить за пару минут. А пять минут спустя воспроизвести их на соседней стене. И все благодаря технике стэнсилс. Или, если проще выражаться, то трафаретам. То есть заранее делается картонка с нужными прорезями. Приклеиваешь ее к стене, направляешь балончик в нужную сторону и все.

Сам Бэнкси шутит, что "если портишь чье-то имущество, делать это кое-как - это некрасиво." А с трафаретами можно за 30 секунд сделать красивую, сложную работу.



Хотя если честно, "за 30 секунд или даже за две минуты" - это скорее к прошлому относится. Сейчас Бэнкси по-прежнему использует трафареты, но техника его работы сильно эволюционировала. Стэнсилс, которые Бэнкси использует сейчас - это сложнейшая многослойная конструкция.

Ну и сами работы выполнены так, что не придраться. Когда спорят, Бэнкси перед вами или нет, достаточно рассмотреть работу поближе. Как правило, работы Бэнкси - это сложные, объемные граффити, с тенями, мельчайшими деталями, а главное - ни единого подтека :).

Кстати в классической граффити школе использование трафарета - это читинг чистой воды. Мол, настоящий уличный художник рисует на стенах без спросу (прислушиваясь к вою полицейских сирен), использует ворованную краску и рисует это исключительно от руки. Даже использование скотча или бумажки для того, чтобы прямую линию сделать, считается моветоном.

Так вот. Бэнкси сделал трафареты непозорными. И вывел их на совершенно новый уровень.

4. Первый вандал, которому удалось залезть в аукционные дома (через окно)
Что бы не говорили, но Бэнкси - это еще и человек, который уже навсегда вписал себя в историю мирового искусства.

Хотя бы как первый "вандал", чьи работы попали на аукционы. Еще совсем недавно это было абсолютно немыслимо. А сегодня несколько раз в год знаменитые на весь мир аукционные дома Sotheby's, Christie's и Bonhams под стук молотка распродают работы, выполненные аэрозолевыми балончиками.



Street Art (уличное искусство), правда, под это дело они переименовали в Urban Art (городское искусство).

Можно, конечно, погундеть на тему того, что вчерашнее "искусство для всех" превращается в очередное "искусство для толстосумов", но факт остается фактом: стрит-арт признан как арт-движение даже такими консервативными арт-институтами как аукционные дома.

5. Не просто художник, но еще и организатор стрит-арт культуры
Удивительно, что природа не обделила Бэнкси еще и организаторскими способностями. По крайней мере он точно умеет себя окружать нужными людьми.

На его счету несколько очень значимых мероприятий, которые оказали влияние на развитие стрит-арта.

Так в мае 2008 года он организовал Cans Festival (по аналогии с Каннским Фестивалем, только can на английском - это балончик) - бесплатную стрит-арт выставку в заброшенном тоннеле на Leake street в Лондоне. "Чтобы здесь рисовать - не обязательно быть гангстером. Пожалуйста, не надо вести себя, как гангстер," - гласила табличка у входа :)

В тот год Бэнкси не только договорился с властями города о том, что тоннель можно использовать под граффити, но и привез за свой счет сорок лучших стрит-арт художников со всего мира.

В его родном Бристоле в 2009 году Бэнкси организовал небольшой сюрприз. Главный музей города летом закрылся на два дня - якобы на профилактические работы. А когда двери музея открылись, то здание, охраняемое государством, было наполнено работами Бэнкси. Типа здание захвачено вандалами :)

Бристольская выставка стала второй по посещаемости в 2009 году. Люди ехали со всей Британии и порой стояли по 4 часа в очереди, чтобы попасть внутрь.

Я эту выставку, к сожалению, проворонил. Зато наше для вас вот такое видео:

image Click to view



6. Верхушка айсберга. Пиар агентство, юристы и сплоченная команда

На самом деле, то, что мы видим - это всего лишь вершина айсберга. Красивая и стройная.

В это с трудом верится, но Бэнкси нанимает целую команду пиарщиков, юристов и маркетологов.



Те же музейные работники, которые работали с командой Бэнкси во время организации Бристольской выставки, связаны по рукам и ногам юридическими обязательствами. Договор, который подписали представители музея, составлен так, что даже если в случае преступлений пленки с камер слежения пришлось бы передавать полиции, музейные работники обязывались стереть все лица.

7. Тесные связи с Санэпидемстанцией

Когда Бэнкси стал популярным, а стоимость его работ перевалила за десятки тысяч фунтов, появились подделки. А чуть позже начали… воровать стены :)

Чтобы навести порядок на этом рынке, Бэнкси пришлось создать Pest Control (или Санэпидемстанцию, если переводить дословно) - организацию, занимающуюся аутентификацией работ.



Как обычно, все сделано красиво и с юмором. На сайте в частности написано: «В связи с тем, что многие работы Бэнкси были созданы в состоянии крайнего алкогольного опьянения, процесс аутентификации может быть долгим и непростым»

Если в ваших руках оригинал, то вам придет специальный документ, а также половина банкноты достоинством в 10 фунтов стерлингов. Только вместо Елизаветы II на вас будет смотреть леди Диана. Вторая половинка остается у Бэнкси.



А если у вас оригинал с улицы… то есть кусочек стены с оригинальным Бэнкси, то вам не повезло, потому что…

8. Стрит арт - это искусство народа и для народа

Бэнкси и большинство стрит-арт мира считают, что если работа была сделана на улице, то она там и должна остаться. Даже если ей там суждено скоро умереть.

В частности, герой данного поста говорит на эту тему следующее: «У граффити и так жизнь непростая - работники коммунальных служб пытаются от них избавиться, дети усы подрисовывают, а тут еще и хэдж-фонд менеджеры хотят вырезать кусок стены и повесить его у себя над камином. Чтобы стрит арт остался на улицах, где он и создавался, я хотел бы попросить не покупать ни у кого ничего, что не было создано для продажи»



В мире уже есть богатый опыт выпиливания работ Бэнкси. В подавляющем большинстве случаев мотивом «выпиливателей» была исключительно прибыль (а она иногда достигала сотен тысяч долларов). Они, конечно, рассказывали сказки о том, как пытаются сохранить работу и проч. Зачастую у стены вдруг находился хозяин и следующие год-полтора стороны проводят в судах, а не на аукционах.

И, само собой, никакой сертификат аутентичности от Pest Control вы не получите.

В общем, оставьте стрит-арт в покое, если он на улице.

9. Exit Through The Gift Shop

В 2010 был небольшой ход конем - Banksy выпустил фильм «Выход через сувенирную лавку».

Кто хочет узнать о стрит-арт мире побольше - это прекрасное начало.

Фильм каким-то образом даже номинировался на Оскар. Бэнкси, правда, на церемонию не пустили, потому что он согласился туда явиться исключительно в маске, а организаторы побоялись трюков :) Наверное, правильно делали.

image Click to view



Хотя мне кажется, правильно, что не пошел. Оскар - это уж совсем из прошлого.

10. Важнейшим из искусств для нас является стрит-арт :)

Меня что-то на Ленина опять потянуло. Помните, цитату про кино? Целиком она звучит как «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино в стране, где 80% населения безграмотны» :)



Многие представители классического мира искусства именно так и относятся к Бэнкси. Мол, дуракам его работы кажутся дико умными (это уже неточная цитата как раз одного классического искусствоведа).

Почему-то в современном искусстве сложилась такая культура, что человека со стороны она к себе не пускает. К каждой работе нужно обязательно прилагать либо инструкцию по эксплуатации в несколько десятков страниц, либо академическое образование.



Бэнкси же как-то удается создать работы, которые одинаково понятны всем. Даже если вы увидели работу из окна автомобиля. И не важно, из какой вы страны, где вы учились и сколько у вас денег.

Мне кажется, это дорогого стоит. Так что если вам кто-то говорит, что работы Бэнкси - слишком простые, см предыдущие 9 пунктов. ИМХО :)

англия, banksy, лондон, стрит арт, записки эмигранта

Previous post Next post
Up