Неоднократно четал я в атчотах "популярных блоггеров", что поришске митро, дескать - ацтой и калл. Тесное, грязное, душное, и тэ пэ. Сссука, еще раз услышу что-то подобное - я прямо в горло вцеплюсь, обещаю. Ибо я просто влюбился в эту агромную систему, где есть и завораживающие своей утилитарной красотой олдовые станции, и суперсовременные техногенно-архитектурные шедевры, до которых нам, простити, еще срать и срать. Скажу сразу - унылой копипасты из Педиквии тут не будет, расскажу и покажу то, что заинтересовало меня самого.
Станции в начале XX века строились по типовому проекту - горным способом, с боковыми платформами, что позволяло вписывать станционные тоннели в габариты улиц. Тогда же родился "фирменный" прием - облицовка белой рустованной керамической плиткой.
Некоторые станции имеют криволинейные платформы, по той же причине - они повторяли запутанный городской ландшафт.
Станции, сооруженные открытым способом, перекрыты сводами, покоящимися на металлических балках, усеянных заклепками. Смотрится, на мой взгляд, феерично.
1-я линия готовится к полному переходу на современные составы, которые ходят без машиниста. Необходимое условие - дополнительные двери на станциях.
Некоторые станции - однопутные, на них надо особенно внимательно палить, в какую сторону собираешься ехать.
Другие, напротив, трехпутные - там по-особому организовано движение, чтобы справиться с большим пассажиропотоком.
Трехпутная станция "Порт Де Монтрей" после открытия в 1933 году.
Несмотря на традиции, многие станции передезигнены и приобрели "свежий" облик (интересно, есть ли там ебанутые краеведы, которые в таких случаях начинают визжать, как недорезанные свиньи?). Так, например, на станции "Франклин Д. Рузвельт" покрасили потолок золотой краской и развесили светильники в стиле ночных клубов. Получилось гломурненько.
На "Конкорде" использовали особую плитку с буковками.
На "Сен-Жермен-Де-Пре" устроили выставочную экспозицию и проецируют на свод неведомую ебаную хуйню.
Дьявол кроется в деталях - эти названия станций, выложенные специально изготовленной плиткой, вызывали у меня поистине священный трепет.
Очень стильные сиденья в духе шестидесятых.
Прекрасная станция "Гар Д'Ест" с чугунными колоннами и криволинейной платформой.
А вот так ее строили сто лет назад.
Парижские грунты - это преимущественно крепкие известняки, рыть митро в которых - одно удовольствие. Однако при строительстве станции "Сите" на одноименном острове посреди Сены и "Сен-Мишель" на другом берегу реки возникли проблемы - там грунт представлял собой кашу из речного ила. Была применена сложнейшая технология кессон-тоннелей: обе станции собрали в металлоконструкциях на поверхности, затем под ними создали зону высокого давления, отжали воду, вынули породу и станции "ушли" в грунт.
Сами станционные тоннели были, разумеется, облицованы, а вот "стаканы" входов были сохранены практически в первозданном виде - клепаные стены лишь покрасили, а в дополнение к ажурным чугунным лестницам уже в наше время устроили лифты. Когда я первый раз это увидел - у меня буквально дух захватило от величия французского инженерного гения :)
Кассовый зал станции "Сите" - сочетание олдового стиля и современного дезигну.
А это - самая новая, 14-я линия. Своеобразный архитектурный прием - подсветка за стеклянными кирпичами - просто срывает башню: тебе кажется, что ты не на 20 метров вниз спускаешься (эта ветка самая глубокая, если не считать RER), а перемещаешься в огромной стеклянной трубе в какое-то другое измерение.
В московском метро от лифтов отказались еще при строительстве первой очереди в начале 1930-х, а в Париже этот способ перемещения людей активно используется там, где позволяет пассажиропоток.
Потрясающий дизайн: "Метрополис" встречает "Эквилибриум".
Круглые "ребра" не несут никакой конструктивной нагрузки - зато как смотрятся! Отчасти портят впечатление грязные подтеки - не то гидроизоляционный материал дырочку нашел, не то грунтовые воды.
А вот обратный прием: конструктивные элементы - тюбинги - являются одновременно и декоративными.
ВНЕЗАПНО! - подарочек от метлопролетена масковскага: ультракитчевое витражное панно с Курочкой, простигоспади, Рябой, нафаршированной православными крестами, серпами-молотами, искусственным спутником, самоваром и Малевичем. А в жопе у куры сидит орел. Хочу того же, что курил афтор.
Отдельная песня - корреспондансы, сиречь переходы. Я этим летом гулял у нас в Битцевском лесу с коляской, и пока детонька спала, от нехуй делать разрыл палкой запутанную систему ходов, что нахерачили землеройки. Этот образ приходил мне на ум не раз и не два, когда я шлялся по парижскому митро: корреспондансы петляют, разветвляются, бегут в самых разных направлениях, подныривают под перегоны, станции и друг под друга, рассыпаются веером лестниц и эскалаторов, сворачивают под неожиданными углами, раздваиваются, троятся и вновь сливаются, чтобы порадовать путника пробежкой по стометровому пешеходному тоннелю с легким уклоном - и хорошо, если в твою сторону спуск, а не подъем :D Путешествие от турникетов к нужной платформе превращается в настоящий квест, впрочем, весьма несложный - надо только знать номер линии и конечную в том направлении, куда собираешься ехать, и тогда точно не заблудишься: везде висят простые и понятные даже дебилу указатели.
Плитка, разумеется, современная, но оцените, как бережно люди относятся к историческому наследию митро - стилистика корреспондансов столетней давности сохранена в своей первозданной красоте.
В декоративном оформлении станций с самого начала предусматривались рекламные панно, причем немаленькие. Эстеты скажут "Фи", и пойдут нахуй - великолепные керамические рамки превращают утилитарную задачу в художественную, а размер и местоположение самих панно идеально соответствуют масштабу станционных сводов.
"Если вы скажете, что это плохо, то вы мой враг на всю жизнь" © Профессор Преображенский.
Вензель компании "Nord-Sud" - канувшего в лету еще до Второй мировой оператора парижского метро.
А вот эти уникальные панно обычному пассажиру увидеть уже не суждено - они находятся в бывшем корреспондансе станции "Сен-Мартен",
ныне заброшенной. Сейчас там устроены мОнтерские помещения, что позволило сохранить рекламный шедевр первой половины XX века: если вы посмотрите внимательнее, то увидите, что предметы на панно ОБЪЕМНЫЕ! Я видел похожие на других заброшенных станциях - но там они расколочены и забиты графитчиками, тупые уебаны нихуя не ценят историю.
Ну, и напоследок - несколько слов о вагончиках. Не буду занимаццо бюрократией и приводить цифро-буквенную артикуляцию подвижного состава, я лишь условно поделю вагоны на "старые", "новые" и "очень новые". Вот это - старые, но и они достаточно уютные.
Чтобы выйти из вагона на станции, надо дернуть смешную ручку.
Новые вагоны выглядят весьма современно, и сиденья там очень удобные.
Очень новые отличаются лишь световым табло над входом с индикацией прохождения станций, и манерными дуговыми поручнями.
Как и у нас, порой приходится ехать в битком набитом вагоне.
Зато в качестве утешения - вот такие милые сценки :)
Уфф, на сегодня все. Отдельные посты будут про наземные линии, арт-нувошные входы и про людей в митро. Да, ну и про забросы еще будет, конечно ;)