В это удивительное место, как это у нас часто бывает, мы попали вощемто случайно. Любимая вычитала в афишевском путеводителе, что там будто бы неплохая коллекция импрессионистов, и возжелала ознакомиться. Паскоку своих супер-идей у меня палюбас не было, и вопще во взаимоотношениях со своей единственной женщиной я всю дорогу проявляю не свойственную мне сговорчивость, я легко согласился. И не пожалел. Это, граждане, был сршенно ахуенный культурологический приход, одно их двух (о втором чуть позднее) самых сильных впечатлений за всю поездку. Но сначала - немного истории.
В двадцатые годы, время торжества конструктивизма (в Европе он назывался функционализмом) правительство молодой чешской республики решило построить огромное здание Ярмарочного дворца, чтобы разместить там крупнейшие министерства и ведомства. В 1924 году прошел конкурс, лучшими были признаны проекты архитекторов Тыла и Фухса. Не в силах выбрать какой-то один, власти решили объединить их, и в 1925-м огромное здание было построено, хотя и в более упрощенном виде - на воплощение всех грандиозных идей тупо не хватило бабла. Говорят, что когда дом увидел великий Ле Корбюзье, он впал в депрессию и сказал, што ему остается только пойти и убить себя апстену, ибо все, о чем он лишь мечтал в архитектуре, уже воплощено в этой постройке. Самое забавное - апофеоза бюрократии из дома не вышло. Все министерства сидели к тому моменту в других уютных домиках и переезжать не захотели. Поэтому там устроили торговый центр с ресторанами, кафе и кинотеатром.
Веселье кончилось в 1939-м, когда пришли наци. В здании они разместили управления Рейхспротектората Богемия, а в огромном дворе собирали евреев перед отправкой в концлагеря. Когда гансов вышибли, в доме, наконец, поселились учреждения. Но из-за того, что яйцеголовые чиновники напрудили везде деревянных перегородок и завалили все помещения тоннами бумажек в 1974 году памятник конструктивизма запылал, как газетный лист. Выгорело все нахуй, даже перекрытия обрушились. Чехи поковыряли в носу, но дом восстановили, хотя и сильно упростив фасады. После ремонта там разместили основную часть Национальной галереи, а именно - экспозицию "Чешское и зарубежное искусство ХХ века".
Снаружи здание не очень выразительно - по сути дела, это просто очень большая бетонная коробка (старых, допожарных снимков я не нашел, а жаль). А вот внутри... У нас, например, за исключением мельниковских клубов, конструктивистских интерьеров практически не сохранилось. А вот Ярмарочный дворец - это просто какой-то апогей, практически икона стиля, созданная, к тому же, в огромном масштабе многоэтажного здания. Интерьеры просто великолепны, четкая выверенность линий, простота и выразительность создают сршенно удивительный настрой, а современное оформление в белых тонах довершает эмоциональный эффект.
Интересно реализована идея последовательности осмотра. В центральном атриуме находится лифт со стеклянными стенками, который возносит вас на верхний этаж - там начало экспозиции. А дальше вы уже просто спускаетесь постепенно вниз, по кругу обходя этажи. Причем тупо кататься туда-сюда на лифте не выйдет - он ездит ток в один конец и возвращаться может тока порожняком (для инвалидов предусмотрены отдельные лифты, скрытые внутри здания). Соотвецтвенно, временная спираль экспозиции также раскручивается в обратном направлении - сверху вниз от начала XX века к его концу.
Теперь, сопсно, об искусстве. В который раз убеждаемся, что тем, в чьем городе есть Пушкинский и Третьяковка, а на расстоянии шести часов езды на поезде - Эрмитаж и Русский музей, экспозиции музеев зарубежных кажутся очень куцыми - обещанные импрессионисты обернулись одним маленьким зальчиком. Экспозиция чешского искусства начала ХХ века неплоха, но и она могла бы быть пожырнее. Отдельная песня - пресловутое современное искусство, ебись оно конем. Констатирую, что в головах у большинства тамошних креотивщиков такая же разруха - просто удивительную паибень они порой выкатывают, хотя в некотором воображении им явно не откажешь. Зато в экспозиции пятидесятых-восьмидесятых годов входит не только изобразительное искусство и скульптура, но и дизайн - как промышленный, так и архитектурный, представленный в виде макетов и чертежей наиболее интересных зданий тех лет. Фтыкаем в фотки музейных интерьеров и избранных креотивов.
1.
2.
3.
4. Дэмиэн, сын Сотоны, не иначе :)
5.
6.
7.
8. Когда мне было 15 лет, Арт Нуво был моим любимым художественным течением. Щас пристрастия другие, но где-то внутри старая любовь еще жива.
9. Альфонса Мухи там до обидного мало - все растащили по частным музеям.
10. Чешское Арт Нуво порой бывает оч экспрессивно: атака боевой бабы-берсерка :))
11. Внутренний двор (чутка мутно, но это снято через пыльное стекло). Считайте меня оч впечатлительным, но я так и слышу лай овчарок, команды на немецком и шарканье сотен ног...
12.
13. Всамделишная пушка времен Первой мировой на фоне бессмертных иллюстраций к "Швейку" художника Йозефа Ладу.
14.
15.
16.
17. А вот и ебанизм попер. Афтор жрал чето качественное, не иначе, гыгы
18. Легендарная Чезета. Модная ныне Веспа курит в сторонке.
19. Макет памятника Усатому Тараканищу. Пражаки называли его "очередь за мясом" :)) Чтобы снести его, потребовалось хуй знает сколько килограмм тротила.
20.
21. Ебонизм номер два. Не то осмысление реалий общества потребления, не то я неебу што.
22. Ебонизм номер три. Пиздец живет здесь.
23.
24.
25. Внутренний двор изнутри. Напоминает побеленный заводской цех.
26. Центральный холл.
27.
28.
29. Снимая конструктивизм, нет-нет, да и не удержишься - непременно сделаешь ракурс "а-ля Родченко" :)
30. Стильное кафе на первом этаже. Тут мы выпили вкусного кофе.
31. Временная экспозиция - выставка дизайна вилок и кастрюль. Оформлена как гламурный розовый склад со складскими тележками, карами и конвейером.
32. Главный вход.
33. Здание целиком. Когда я увидел его впервые, то даже не захотел снимать. Но когда вышел под впечатлением от интерьеров, фсетки сделал пару кадров, чисто для сравнения.