ПРАГА Vol. 3 МУЗЕЙ

Oct 28, 2009 11:32

В это удивительное место, как это у нас часто бывает, мы попали вощемто случайно. Любимая вычитала в афишевском путеводителе, что там будто бы неплохая коллекция импрессионистов, и возжелала ознакомиться. Паскоку своих супер-идей у меня палюбас не было, и вопще во взаимоотношениях со своей единственной женщиной я всю дорогу проявляю не свойственную мне сговорчивость, я легко согласился. И не пожалел. Это, граждане, был сршенно ахуенный культурологический приход, одно их двух (о втором чуть позднее) самых сильных впечатлений за всю поездку. Но сначала - немного истории.

В двадцатые годы, время торжества конструктивизма (в Европе он назывался функционализмом) правительство молодой чешской республики решило построить огромное здание Ярмарочного дворца, чтобы разместить там крупнейшие министерства и ведомства. В 1924 году прошел конкурс, лучшими были признаны проекты архитекторов Тыла и Фухса. Не в силах выбрать какой-то один, власти решили объединить их, и в 1925-м огромное здание было построено, хотя и в более упрощенном виде - на воплощение всех грандиозных идей тупо не хватило бабла. Говорят, что когда дом увидел великий Ле Корбюзье, он впал в депрессию и сказал, што ему остается только пойти и убить себя апстену, ибо все, о чем он лишь мечтал в архитектуре, уже воплощено в этой постройке. Самое забавное - апофеоза бюрократии из дома не вышло. Все министерства сидели к тому моменту в других уютных домиках и переезжать не захотели. Поэтому там устроили торговый центр с ресторанами, кафе и кинотеатром.

Веселье кончилось в 1939-м, когда пришли наци. В здании они разместили управления Рейхспротектората Богемия, а в огромном дворе собирали евреев перед отправкой в концлагеря. Когда гансов вышибли, в доме, наконец, поселились учреждения. Но из-за того, что яйцеголовые чиновники напрудили везде деревянных перегородок и завалили все помещения тоннами бумажек в 1974 году памятник конструктивизма запылал, как газетный лист. Выгорело все нахуй, даже перекрытия обрушились. Чехи поковыряли в носу, но дом восстановили, хотя и сильно упростив фасады. После ремонта там разместили основную часть Национальной галереи, а именно - экспозицию "Чешское и зарубежное искусство ХХ века".

Снаружи здание не очень выразительно - по сути дела, это просто очень большая бетонная коробка (старых, допожарных снимков я не нашел, а жаль). А вот внутри... У нас, например, за исключением мельниковских клубов, конструктивистских интерьеров практически не сохранилось. А вот Ярмарочный дворец - это просто какой-то апогей, практически икона стиля, созданная, к тому же, в огромном масштабе многоэтажного здания. Интерьеры просто великолепны, четкая выверенность линий, простота и выразительность создают сршенно удивительный настрой, а современное оформление в белых тонах довершает эмоциональный эффект.

Интересно реализована идея последовательности осмотра. В центральном атриуме находится лифт со стеклянными стенками, который возносит вас на верхний этаж - там начало экспозиции. А дальше вы уже просто спускаетесь постепенно вниз, по кругу обходя этажи. Причем тупо кататься туда-сюда на лифте не выйдет - он ездит ток в один конец и возвращаться может тока порожняком (для инвалидов предусмотрены отдельные лифты, скрытые внутри здания). Соотвецтвенно, временная спираль экспозиции также раскручивается в обратном направлении - сверху вниз от начала XX века к его концу.

Теперь, сопсно, об искусстве. В который раз убеждаемся, что тем, в чьем городе есть Пушкинский и Третьяковка, а на расстоянии шести часов езды на поезде - Эрмитаж и Русский музей, экспозиции музеев зарубежных кажутся очень куцыми - обещанные импрессионисты обернулись одним маленьким зальчиком. Экспозиция чешского искусства начала ХХ века неплоха, но и она могла бы быть пожырнее. Отдельная песня - пресловутое современное искусство, ебись оно конем. Констатирую, что в головах у большинства тамошних креотивщиков такая же разруха - просто удивительную паибень они порой выкатывают, хотя в некотором воображении им явно не откажешь. Зато в экспозиции пятидесятых-восьмидесятых годов входит не только изобразительное искусство и скульптура, но и дизайн - как промышленный, так и архитектурный, представленный в виде макетов и чертежей наиболее интересных зданий тех лет. Фтыкаем в фотки музейных интерьеров и избранных креотивов.

1.


2.


3.


4. Дэмиэн, сын Сотоны, не иначе :)


5.


6.


7.


8. Когда мне было 15 лет, Арт Нуво был моим любимым художественным течением. Щас пристрастия другие, но где-то внутри старая любовь еще жива.


9. Альфонса Мухи там до обидного мало - все растащили по частным музеям.


10. Чешское Арт Нуво порой бывает оч экспрессивно: атака боевой бабы-берсерка :))


11. Внутренний двор (чутка мутно, но это снято через пыльное стекло). Считайте меня оч впечатлительным, но я так и слышу лай овчарок, команды на немецком и шарканье сотен ног...


12.


13. Всамделишная пушка времен Первой мировой на фоне бессмертных иллюстраций к "Швейку" художника Йозефа Ладу.


14.


15.


16.


17. А вот и ебанизм попер. Афтор жрал чето качественное, не иначе, гыгы


18. Легендарная Чезета. Модная ныне Веспа курит в сторонке.


19. Макет памятника Усатому Тараканищу. Пражаки называли его "очередь за мясом" :)) Чтобы снести его, потребовалось хуй знает сколько килограмм тротила.


20.


21. Ебонизм номер два. Не то осмысление реалий общества потребления, не то я неебу што.


22. Ебонизм номер три. Пиздец живет здесь.


23.


24.


25. Внутренний двор изнутри. Напоминает побеленный заводской цех.


26. Центральный холл.


27.


28.


29. Снимая конструктивизм, нет-нет, да и не удержишься - непременно сделаешь ракурс "а-ля Родченко" :)


30. Стильное кафе на первом этаже. Тут мы выпили вкусного кофе.


31. Временная экспозиция - выставка дизайна вилок и кастрюль. Оформлена как гламурный розовый склад со складскими тележками, карами и конвейером.


32. Главный вход.


33. Здание целиком. Когда я увидел его впервые, то даже не захотел снимать. Но когда вышел под впечатлением от интерьеров, фсетки сделал пару кадров, чисто для сравнения.

путешествия, культурная жызнь, praha, архитектура

Previous post Next post
Up