Оригинал взят у
hopner в
Жетонная система вознаграждения/ Token Economy Жетонная система вознаграждения
«Одной из самых важных технологий модификации поведения и прикладного поведенческого анализа в течение последних 40 лет была «жетонная система вознаграждения»
- Matson and Boisjoli (2009, p. 240)
Что такое «жетонная система вознаграждения»?
В образовательном учреждении, это система, обеспечивающая положительное подкрепление для одного ребёнка или группы детей с помощью жетонов, которые выдаются им после выполнения ими определённых задач или демонстрации ими желаемого поведения.
Жетонная система используется как метод закрепления определённого поведения или увеличения частоты его проявления. Так как способом «оплаты» за выполненные задачи являются жетоны, дети могут использовать эти жетоны для осуществления желаемых действий или получения доступа к определённым предметам (Miltenberger, 2008).
Интересно, что жетоны в форме глиняных монет, впервые появились в человеческой истории в процессе перехода от кочевых обществ охотников и собирателей к аграрным обществам, а так же при расширении от простой бартер-экономики к более сложным экономикам (Hackenberg, 2009, p. 257; Schmandt-Besserant, 1992).
Как работает жетонная система вознаграждения?
Основной принцип системы заключается в том, что дети получают определённое количество жетонов, в случае если демонстрируют желаемое поведение (так называемое «целевое поведение») и затем они могут обменять эти жетоны, то есть эффективно использовать их в качестве оплаты, и таким образом получить доступ к непосредственным подкреплениям.
The basic "cycle" of a token economy.
Основной «цикл» в жетонной системе.
- Ребёнок не имеет жетонов и не имеет доступа к желаемым предметам и действиям.
- Ребёнок занимается желательным поведением (целевым поведением).
- Ребёнок получает жетоны за участие в целевом поведении.
- Ребёнок обменивает жетоны на доступ к желаемым предметам или деятельности.
Целевым поведением может быть что угодно. Например, решение учебных задач, таких как правильное произношение и написание определённого количества слов, или приветствие учителя утром, или спокойная (без шалостей) игра со сверстниками.
nbsp; Целевое поведение зависит от каждого ребёнка конкретно. В одних случаях жетонная система может использоваться, чтобы увеличить желание ребенка справляться с учебными/школьными заданиями, в других случаях жетонная система должна уменьшить количество случаев агрессивного поведения демонстрируемого ребенком. В этом случае жетоны выдаются за неучастие в агрессивных действиях
Что такое непосредственное подкрепление?
nbsp; Непосредственное подкрепление, это - те виды деятельности, предметы или привилегии, которые ребёнок любит и которыми наслаждается. Жетонная система работает, потому что жетоны становятся в пару с той пользой, которую несет непосредственное подкрепление, при этом ребёнок получает только жетоны за участие в желаемом поведении. Благодаря этому, целевое поведение (как правило) происходит чаще.
Деньги как тип жетонов
nbsp; Мировая экономика, где люди ходят на работу, чтобы заработать деньги, а потом потратить их на то, что они хотят или в чём они нуждаются, забавным образом схожа с жетонной системой вознаграждения в классе. Деньги, которые Вы зарабатываете сами по себе не совсем то, что вы хотите - это только средство для достижения цели. То, что Вы действительно хотите, вы покупаете за ваши деньги, то есть, получая денежные средства, вы получаете желаемые предметы и виды деятельности (например, автомобили, дома, ювелирные изделия, продукты питания).
При жетонной системе, ребенок, ходя в школу и решая академические задачи, будет зарабатывать жетоны, а затем тратить эти жетоны на непосредственное подкрепление.
Жетоны, опять же, это - не то, что ребёнок хочет. Так же, как и наши деньги, жетоны являются лишь средством для достижения цели.
Comparing the world economy to a classroom token economy.
Сравнение мировой экономики с классной жетонной системой.
Мировая экономика
Классная жетонная система
Поход на работу
Решение рабочих задач.
Поход в школу
Решение учебных задач.
Первичные последствия
Заработанные деньги
Первичные последствия
Заработанные жетоны
Финальный результат
Вы меняете деньги на возможность заниматься какой-либо деятельностью или на материальные ценности, такие как компьютеры, еда, праздники и т. д.
Финальный результат
Ребёнок меняет жетоны на определённые виды деятельности и материальные ценности, такие как игры, экскурсии, свободное время, конфеты т.д.
Что можно использовать в качестве жетонов?
Термин «жетон» предполагает нечто физическое, то, что можно держать в руке. В некоторых случаях действительно используются физические объекты, такие как фишки для покера, карточки с улыбающимися лицами, игровые деньги или даже мрамор.
Однако не все жетоны именно такие, некоторые могут быть просто галочкой на бумаге, отверстие или штамп на карте. Такие - нефизические жетоны иногда называют «баллы» (Points).
azdin и Bootzin (1972, с. 343-344) в своём обзоре жетонной системы, ссылаются на Ayllon и Azrin (1968) которые отмечают целый ряд преимуществ в использовании материальных ценностей в качестве жетонов. Среди них:
- Количество жетонов, может иметь простое количественное соотношение с количеством подкрепления.
- Жетоны являются портативными и могут быть в собственности субъекта, даже когда он находится в ситуации далёкой от той, в которой жетоны были заработаны.
- Нет максимального числа жетонов, которыми субъект может обладать.
- Жетоны могут быть использованы непосредственно для работы устройства для автоматической доставки подкреплений.
- Жетоны долговечны.
- Физические характеристики жетонов, могут быть легко стандартизированы.
- Жетоны могут быть сделаны достаточно качественно, для длительного хранения.
- Жетоны могут быть уникальными и не дублироваться, так что экспериментатор может быть уверен, что они были получены только в принятом порядке.
- В дополнение жетонная система дает наглядную историю улучшений. Что может способствовать социальному подкреплению со стороны персонала, равно как и самоподкреплению
Преимущества жетонной системы.
По Kazdin и Bootzin (1972, с. 343) использование жетонов в качестве метода доставки подкрепления путём их обмена на непосредственное подкрепление имеет ряд преимуществ. Например, они:
- Позволяет развести по времени целевое поведение и непосредственное подкрепление за него.
- Позволяют подкреплять реакцию в любое время.
- Могут быть использованы для поддержания производительности на протяжении длительного периода времени, когда непосредственные подкрепления не могут быть распределены.
- Позволяют последовательно и без перерыва подкреплять реакции.
- Поддерживают свои подкрепляющие свойства, благодаря своей относительной независимости от состояний депривации.
- Менее подвержены эффекту пресыщения.
- Обеспечивают одинаковое подкрепление для лиц предпочитающих разные непосредственные подкрепления.
- Является большим побудительным стимулом, чем одно первичное подкрепление.
Кроме того Miltenberger (2008) подчёркивает что:
- Положительное подкрепление может быть представлено сразу, после демонстрации целевого поведения.
- Жетонная система имеет четкую структуру, поскольку существует понятная система - какое целевое поведение поощряется каким положительным подкреплением
- Развивает у ребенка навыки планирования. Поскольку для разных непосредственных подкреплений необходимо разное количество жетонов, требуется сохранять жетоны, пока не накопится достаточное их количество
Что необходимо учитывать.
- В случаях, когда метод жетонной системы осуществляется в крупных масштабах, затрагивая группы лиц и обстановку в которой осуществляется обучение, требуется много усилий и времени, чтобы правильно организовать процесс и обучить персонал правильно применять его.
- В зависимости от предпочитаемого непосредственного подкрепления, этот процесс может быть дорогостоящим, так как подкрепляющие предметы нужно купить.
- Необходимо взвесить, будет ли ожидаемый результат (улучшение поведения) оправдывать затраты, т.е. потраченное время, усилия и деньги на проведение программы.
Семь компонентов жетонной системы
Miltenberger (2008, p.498) перечисляет семь компонентов, которые должны быть определены при реализации жетонной системы. К ним относятся:
- Целевое поведение, которое должно быть усилено.
- Жетоны, которые будут использоваться в качестве условного подкрепления.
- Непосредственные подкрепители для обмена жетонов.
- Программа подкреплений для выдачи жетонов.
- Необходимое количество жетонов, для обмена.
- Время и место для обмена жетонов на непосредственные подкрепители.
- Иногда, включают компонент ответ-стоимость, когда нежелательное поведение мишень должно быть обозначено и подавлено путём потери полученных ранее жетонов.
Miltenberger's seven components of a token economy.
Семь компонентов жетонной системы по Miltenberger.
Целевое поведение
$
Выбор поведения цели которое должно быть усилено.
Тип жетонов
$
Жетоны которые будут использоваться в качестве условного подкрепления (например, покерные карты, стикеры со звёздами и т. д.).
Непосредственное подкрепление
$
Непосредственное подкрепления для обмена на жетоны (напр. Сладости, свободное время и т д.).
Программа подкрепления
$
Программа подкрепления для выдачи жетонов .
Критерии обмена
$
Количество жетонов, необходимое для обмена на непосредственный подкрепитель.
Время и место обмена
$
Время и место для обмена жетонов на непосредственный подкрепитель.
Ответ-стоимость*
Наказание или штраф, когда жетоны отнимаются за ошибочное поведение.
* компонент ответ-стоимость использовать не обязательно. (См. Cooper, Heron, и Heward 2007, стр. 370).
Индивидуальный пример жетонной системы.
Tarbox, Ghezzi и Wilson (2006) исследовали применение жетонной системы в целях повышения зрительного контакта у пятилетнего мальчика Адама, страдающего аутизмом.
Рассмотрим один из примеров жетонной системы, примененной в исследовании Tarbox и его соавторов, и применим для его описания семь компонентов Miltenberger
- елевое поведение: внимание к своему наставнику до получения инструкции; внимание в данном случае определяется как зрительный контакт с наставником, по крайней мере, в течение 3 секунд.
- Тип жетонов: ламинированные бумажные звезды, помещаемые на доску для жетонов.
- епосредственное подкрепление: перерыв между занятиями в течение 90 секунд, во время которого Адам может играть в игрушки по собственному выбору.
- Программа подкрепления: Адам получает один жетон каждый раз, когда демонстрирует целевое поведение (зрительный контакт в течение 3 сек).
- Критерии обмена: для получения непосредственного подкрепления, Адаму требуется заработать 10 жетонов.
- Время и место обмена жетонов: сразу после получения 10 жетонов, в классе, за учебным столом.
- Ответ - стоимость: не использовался.
«Ответ-стоимость»
Cooper, Heron и Heward (2007) ясно дают понять, что компонент «ответ-стоимость» должен применятся в отношении поведения, которое требует особого внимания и должно быть быстро подавлено. Основное же внимание учителя или родителя, должно быть направлено на подкрепление положительного поведения; «ответ-стоимость» должен быть последним средством и обязательно должен быть объединен с другими процедурами для создания адаптивного поведения (стр. 370).
«Ответ-стоимость» - это наказание или штраф, когда жетоны заработанные ребёнком отбираются за нарушение правил или ошибочное поведение. Точно так же как, например, при превышении скоростного режима на дороге, полицией взымается денежный штраф с нарушителя.
Очень важно, чтобы дети знали правила до того, как будет использоваться компонент «ответ-стоимость», а также, что бы детям было абсолютно ясно, что является правилом, а что является их нарушением. Кроме того, «ответ-стоимость», не может использоваться, в случаях, когда у ребёнка отсутствуют жетоны. Ни в коем случае не загоняйте ребёнка в «жетонный долг».
Жетонная система - условное подкрепление.
Жетонная система - является одной из форм «условного подкрепления» или «вторичного подкрепления» (Malott & Trojan-Suarez, 2006). Причина в том, что жетоны не являются естественными подкреплениями. Такие природные подкрепления, как еда или вода, классифицируются как «безусловные подкрепления» или «первичные», потому, что они не должны быть ни с чем сопряжены.
Деньги, которые вы зарабатываете, ходя на работу, это форма условного подкрепления, потому что деньги сами по себе не являются естественным подкреплением. Это факт, что вы можете использовать ваши деньги, чтобы получить желаемые предметы и виды деятельности, такие как дома, продукты питания, автомобили и праздники.
Приведем еще более общий пример, представьте себе, что вы приходите на работу и получаете в конце рабочего дня, какие-то пластмассовые жетоны. Маловероятно, что вас это обрадует. Однако, если вам скажут, что эти жетоны могут быть обменены на дополнительный выходной день, внезапно, эти жетоны станут тем, что вы захотите получить в большем количестве (так или иначе это произойдёт с большинством людей).
В этом случае, жетоны становятся условным подкреплением, потому что в настоящее время, они находятся «в паре» с возможностью получить лишний выходной день. Другими словами, получить жетоны, означает получить выходной, в то время как остаться без жетонов, означает остаться без выходного.
У детей школьного возраста, жетоны служат способом получения доступа к предпочтительным предметам и видам деятельности, таким образом, получение жетонов приводит к получению интересной деятельности, а отсутствие жетонов к отсутствию интересной деятельности
Условное и «Генерализованное» условное
В примере с обменом жетонов на выходные дни, когда жетоны можно поменять только на выходные дни, жетоны являются «условным подкреплением». Если же жетоны можно обменять на различные необходимые предметы, а не только на одну вещь, то в таком случае они будут называться «генерализованным (обобщённым) условным подкреплением».
Разница здесь в том, что либо жетоны можно обменять только на один предмет/привилегии (условное подкрепление), либо на многочисленные предметы/привилегии (генерализованное условное подкрепление).
Заработанные деньги, являются одной из форм генерализованного условного подкрепления, потому, что на них вы можете купить любое количество вещей.
Жетоны, которые используются в образовательных учреждениях, как правило, являются «генерализованным условным подкреплением», потому, что они могут быть обменены на разные предметы и виды деятельности. Хотя это не всегда происходит именно так. Иногда, программу организуют таким образом, что, например, жетоны определённого типа (например, звёзды красного цвета), могут быть обменены на конкретные виды деятельности/предметы (например экскурсия в конце школьной недели).
http://www.educateautism.com/token-economy.html