В Шкале Вайнленд термин «адаптивное поведение» понимается как ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе. С возрастом адаптивное поведение изменяется - в частности у ребенка уменьшается зависимость от ближайшего окружения и помощи близких. Однако каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, детском саду, и в целом, в социуме. Шкала Вайнленд - это полуструктурированное интервью, позволяющее представить индивидуальный статус в сфере адаптивного поведения в числовом и описательном выражениях и оценить его соответствие установленным возрастным нормативам. Кроме того, Шкала детализирует общий уровень адаптивности, рассматривая возможности индивида по 4 областям.
![](http://pics.livejournal.com/nasty09/pic/0001zywe/s640x480)
Помимо этого, в опросник включена шкала проявлений дезадаптивного поведения (шкала дезадаптации). Дезадаптивное поведение рассматривается как деятельность, приносящая определенные неудобства, проблемы ребенку. Описывается она в форме поведенческих паттернов, которые делятся на две части. К первой части относятся проявления дезадаптивного поведения, встречающиеся у детей в норме, например, при явлениях педагогической запущенности, проблемах школьной дезадаптации и т.д.
Во второй части представлены более значительные проявления дезадаптивного поведения, которые рассматриваются по отношению к лицам с отклоняющимся развитием и, как правило, не встречается у детей с нормой развития.
Основная возрастная категория, в которой используется Шкала Вайнленд, от 0 до 18 лет 11 мес.
Дополнительная: взрослые, имеющие диагноз «умственная отсталость»; дети с эмоциональными расстройствами и имеющие различного рода нарушения слуха и зрения.
Полученные результаты опроса представляются:
· Количественно (в виде стандартных баллов и процентильных рангов в сравнении с группами нормы). Подсчитывается общий суммарный ранг, а так же отдельные баллы по каждой их 4-х областей.
· Графически (в виде комбинированного профиля адаптивного поведения в сравнении с группами нормы).
· Уровень адаптивного поведения характеризуется как высокий, умеренно высокий, нормативный, умеренно низкий или низкий. В той же форме оценивается и каждая из сфер, выделяются наиболее сильные и слабые области адаптивного поведения.
· Уровень дезадаптивного поведения ребенка определяется как незначительный, средний или значительный.
Л.Р. Сайфутдинова