Эти вопросы не один раз поднимались во время семинара. И это понятно. У нас только-только начинает формироваться поведенческая терапия как услуга. У нас нет лицензирования, нет четкой структуры и четкой оплаты. Иногда нет даже четкого представления, что входит в обязанности тераписта, а что нет.
Выношу на ваш суд свои мысли и надеюсь на обсуждение.
Если брать Америку, то там все понятно. Есть частные компании, которые работают с клиентами. Эту работу оплачивает штат, поэтому услуги каждого члена компании оценены в определенную постоянную сумму.
В компанию входят терапист, старший терапист, менеджер, консультант и начальник компании.
Терапист - это человек без образования. По словам Ольги, терапистами часто выступают мексиканцы и выпускники школ. Выполнять роль терапистов могут и сами родители.
Терапист должен работать по протоколу и вести записи. Ему не надо ничего выдумывать, все его шаги подробно расписаны, все материалы подготовлены. Он открывает папку, где написано, что он должен сегодня делать и как это отмечать. Он сам даже бумажки не распечатывает. Тем самым он зарабатывает свои честные 10 долларов в час.
Старший терапист - он может составлять протоколы (то, что у нас с легкой руки К.Морис именуют программами), проводить тренинги для терапистов. Он наблюдает за работает терапистов, помогает им. При этом, если терапист не может выйти на работу, его тут же подменяет старший терапист.
Менджер - он отвечает за полное оснащение программы и координацию действий всех его участников. Это в его круг задач входит проследить, чтобы в папке с таблицами лежала ручка и все карточки были на месте. При этом, если что, он тоже может выйти на работу с клиентом.
Консультант или супервизор - составляет функциональный анализ поведения, на основании которого пишутся протоколы. Наблюдает за работой по протоколам и консультирует всех участников процесса.
Когда специалист работает частным образом, то все эти роли он выполняет один. Единственное, что в качестве терапистов он может привлечь родителей.
Работа специалиста может вестись в двух направлениях: консультации и практическая работа.
Специалист может расписать функциональный анализ, протоколы, провести тренинги для участников коррекционного процесса и потом консультировать по мере необходимости. В данном случае оплата идет за каждую отдельную единицу работы. То есть, вот столько стоит анализ, вот столько протокол, вот столько консультация. Родители или сами работают по протоколу или находят для этого другого человека (у которого, повторюсь, не обязательно должно быть профильное образование).
При непосредственной работе с клиентом, специалист сам же работает по своим протоколам. И ту нет смысла делить оплату на составные части своей работы. Логичнее заложить это все в стоимость часа, заранее обговорив, что именно входит в эту сумму (например, сами занятия, тренинг, написание и коррекция протоколов, анализ поведения и т.д.) Здесь же вы можете решить, сами ли вы будете изготавливать все необходимые материалы, или это будут делать родители.
У нас пока нет обязательного лицензирования специалистов, поэтому тяжело понять, какие услуги может осуществлять тот или иной специалист. Тут, мне кажется, родители могут ориентироваться на свидетельства, которые получают люди, проходящие курсы. Там написано, что именно прослушал специалист.
Начинающий специалист должен работать под кураторством супервизора (Например, наша группа научилась делать функциональный анализ. Теперь мы должны набрать много часов анализа, чтобы, как говориться набить руку. Но при этом мы не должны навредить клиенту. А на кошках тут не потренируешься. Поэтому сразу была сделана договоренность о консультациях). Узнайте имя и контакты супервизора. Думаю, что он не откажется дать рекомендацию своему студенту.
Узнайте опыт работы специалиста. Не только в русле АВА, а вообще.
Не бойтесь попросить рекомендации от предыдущих клиентов.
Была еще мысль о создании базы данных специалистов. Но тут дело должно быть добровольное.
Что об этом думаете?
Не смогла решить, как тег нужен