Прогулка по Москве и во времени. Сухаревка.

Nov 23, 2009 14:20



Сухаревский рынок в начале XX в.

Сухаревский рынок Сухаревка. Находился на Большой Сухаревской площади. Возник в конце XVIII в. как место торговли съестными припасами. На Сухаревке торговали также картинами, скульптурами, изделиями прикладного искусства. Сухаревский рынок и прилегающие переулки к концу XIX в. были одним из центров букинистической торговли. В годы Гражданской войны и НЭПа Сухаревский рынок превратился в «барахолку»; в 1925 рынок был переведён в один из дворов на Садовой-Сухаревской улице (близ кинотеатра «Форум»), в 1930 закрыт.

Вид с Сухаревой башни.



Сухарева башня.



Сухаревская башня (также Сухарева) была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчаной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу.

В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (музей истории города Москвы).

Не смотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин, в сентябре 1933 года он писал Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.

Далее все из В. Гиляровского:

Высоко стояла вековая Сухарева башня с ее огромными часами. Издалека было видно. В верхних ее этажах помещались огромные цистерны водопровода, снабжавшего водой Москву.
Много легенд ходило о Сухаревой башне: и «колдун Брюс» делал там золото из свинца, и черная книга, написанная дьяволом, хранилась в ее тайниках. Сотни разных легенд - одна нелепее другой. По воскресеньям около башни кипел торг, на который, как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал.



Разбор Сухаревой башни.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву москвичи и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.



Против роскошного дворца Шереметевской больницы вырастали сотни палаток, раскинутых за ночь на один только день. От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов, оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы. Толклось множество народа, и у всякого была своя цель.
Сюда в старину москвичи ходили разыскивать украденные у них вещи, и не безуспешно, потому что исстари Сухаревка была местом сбыта краденого. Вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренные» вещи, скупщики возили их возами. Вещи продавались на Сухаревке дешево, «по случаю». Сухаревка жила «случаем», нередко несчастным. Сухаревский торговец покупал там, где несчастье в доме, когда все нипочем; или он «укупит» у не знающего цену нуждающегося человека, или из-под полы «товарца» приобретет, а этот «товарец» иногда дымом поджога пахнет, иногда и кровью облит, а уж слезами горькими-всегда. За бесценок купит и дешево продает...
Лозунг Сухаревки: «На грош пятаков!»



Сухаревский рынок. Продажа старой обуви.



Сухаревский рынок. Торговец вином.



Сухаревский рынок. Торговец часами.





Сухаревский рынок. Торговец лимонадом.



Сухаревский рынок. Торговля посудой.

Старая Сухаревка занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров. А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки - сапожные и с готовым платьем, куда покупателя затаскивали чуть ли не силой. В ближайших переулках - склады мебели, которую по воскресеньям выносили на площадь.
Главной же, народной Сухаревкой была толкучка и развал. Какие два образных слова: народ толчется целый день в одном месте, и так попавшего в те места натолкают, что потом всякое место болит! Или развал: развалят.
Нескончаемыми рядами на рогожах немудрый товар и торгуют кто чем: кто рваной обувью, кто старым железом; кто ключи к замкам подбирает и тут же подпиливает, если ключ не подходит. А карманники по всей площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи «караул»- никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гляди, уже пустой, и сам поет:
«Караул! Ограбили!» И карманники шайками ходят, и кукольники с подкидчиками шайками ходят, и сменщики шайками, и барышники шайками.
На Сухаревке жулью в одиночку делать нечего. А сколько сортов всякого жулья! Взять хоть «играющих»: во всяком удобном уголку садятся прямо на мостовую трое-четверо и открывают игру в три карты - две черные, одна красная. Надо угадать красную. Или игра в ремешок: свертывается кольцом ремешок, и надо гвоздем попасть так, чтобы гвоздь остался в ремешке. Но никогда никто не угадает красной, и никогда гвоздь не останется в ремне. Ловкость рук поразительная.


Сухаревский рынок. Торговцы скобяными изделиями.



Сухаревский рынок. Торговцы скобяными изделиями.

В те времена палаток букинистов было до тридцати. Здесь можно было приобрести все, что хочешь. Если не найдется нужный том какого-нибудь разрозненного сочинения, только закажи, к другому воскресенью достанут. Много даже редчайших книг можно было приобрести только здесь. Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты!
Шесть дней рыщут - ищут товар по частным домам, усадьбам, чердакам, покупают целые библиотеки у наследников или разорившихся библиофилов, а «стрелки» скупают повсюду книги и перепродают их букинистам, собиравшимся в трактирах на Рождественке, в Большом Кисельном переулке и на Малой Лубянке. Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке, где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя.
Букинисты и антиквары (последних звали «старьевщиками») были аристократической частью Сухаревки. Они занимали место ближе к Спасским казармам. Здесь не было той давки, что на толкучке. Здесь и публика была чище: коллекционеры и собиратели библиотек, главным образом из именитого купечества.



Сухаревский рынок. Точильщик.

Фото отсюда : http://andcvet.ya.ru/index_fotki.xml#y5__id38
Спасибо.







Примерка костюма.



Съестные ряды.







Сюда одних гнала нужда, других - азарт наживы, а третьих-спорт, опять-таки с девизом «на грош пятаков». Один нес последнее барахло из крайней нужды и отдавал за бесценок: окружат барышники, чуть не силой вырвут. И тут же на глазах перепродадут втридорога. Вор за бесценок-только бы продать поскорее- бросит тем же барышникам свою добычу. Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дешево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром говорили о платье, мебели и прочем: «Сухаревской работы!»
В. Гиляровский


Из статьи "Рыночная экономия".
Для большевистских лидеров Сухаревский рынок был как бельмо на глазу, поскольку ассоциировался со свободной торговлей. Уничтожить этот рассадник буржуазной заразы было для них делом чести. 13 декабря 1920 года Моссовет принял постановление "О ликвидации Сухаревского рынка".
Для всех было очевидно, что это постановление никак не повлияет на частную торговлю, которая теперь просто переместится в другое место. И тем не менее закрытием Сухаревки большевики очень гордились. На проходившем в те дни VIII Всероссийском съезде Советов Ленин дважды возвращался к ликвидации знаменитого рынка и говорил о необходимости уничтожить Сухаревку в душе каждого частника с таким же энтузиазмом, с каким говорил об электрификации страны. Примерно в то же время наркомздрав Семашко призывал покончить с "медицинской Сухаревкой", то есть с частной врачебной практикой. Однако искоренить индивидуальное предпринимательство в районе Сухаревой башни все-таки не удалось: через пару месяцев там вновь появились торговцы.
С началом НЭПа закрытие главного свободного рынка страны стало казаться полным абсурдом, однако восстанавливать Сухаревку, про которую первые лица государства успели наговорить столько гадостей, не хотелось.
Новая Сухаревка
В конце концов был придуман компромисс: старый рынок по-прежнему считался ликвидированным, но чуть в стороне построили торговый комплекс, который назывался "Новая Сухаревка". Проектировал торговые павильоны К. С. Мельников, только что завершивший работу над саркофагом для ненавидевшего Сухаревку Ленина. Мельников строил новый рынок, тщательно копируя старый: "В самом центре движения рыночной толпы,- комментировал архитектор свой проект,- стоит трактир - элегантное здание открытых террас и лестниц с обжорной кухней жирных щей и осетровых селянок, и вернулась в Москву вновь кипучая страсть знаменитой Сухаревки".
Однако убрать торговлю с площади так и не удалось - "Новая Сухаревка" стала лишь наиболее цивилизованной частью заполонившей площадь барахолки. В 1930 году рынок был окончательно ликвидирован как мешающий уличному движению. Заодно закрыли и "Новую Сухаревку", которая находилась во дворах за кинотеатром "Форум" и транспорту никак не мешала. А спустя еще четыре года была снесена и Сухарева башня.
Александр Малахов



Трамвай на Сухаревской площади. Фото А.Родченко. 1925. РГАКФД



Колхозная площадь.(С 1939 - по 1994 год Большая Сухаревская площадь - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников»)


Фото 2009 года.
Previous post Next post
Up