Из национальных диаспор в Москве армянская - одна из самых больших. Уже с XV века армянские купцы торговали в Китай-городе, называясь русскими именами. Династии купцов и промышленников
Лазаревых,
Манташевых, Лианозовых, Тарасовых вошли в число богатейших российских фамилий, по которым и не догадаешься, что это были армяне. Некоторые из них стали благотворителями и покровителями искусств в Москве. Самыми роскошными особняками в одном из престижных районов Москвы - в Скатертном, Хлебном переулках и на Спиридоновке, владели и Тарасовы.
Род Тарасовых происходил из черкесогаев, т. е. черкесских армян (горских армян). Основателем династии стал Аслан Торосян (ум. 1857) - армавирский торговец. Он открыл в 1839 году в Армавире торговлю ватой, а к концу XIX века семья уже занимала лидирующее положение на юге России в торговле текстилем, ватой, овчиной и лошадьми. Они создали Северо-Кавказский банк и строили железную дорогу Армавир-Туапсе. Когда все возможности коммерческого развития на Северном Кавказе были исчерпаны, Тарасовы перебрались в Москву - крупнейший центр купечества России. В 1903 году братья вступили в первую купеческую гильдию, им принадлежало "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых", находившееся на Старой площади в здании "Боярского двора". Сначала Тарасовы жили довольно скромно, возможно, скрывая свои капиталы, но затем Тарасовы выстроили себе роскошные особняки по новейшим архитектурным веяниям.
В начале ХХ века Александр Тарасов выкупил владение по Скатертному переулку, 4 у инженера Владимира Григорьевича Шухова, автора знаменитой Шуховской башни. На этой земле Александр Тарасов заказал для себя архитекторам В.П. Войникову и М.Г. Гейслеру построить по особняку: двухэтажный угловой в 1905 году по Скатертному переулку, дом 4, стр. 2 (по Медвежьему переулку № 2, стр. 1), и трехэтажный в 1907-м по Скатертному переулку, дом № 6.
Первым был выстроен в 1905 году угловой, на пересечении с Медвежьим переулком, дом. Фасады здания были обращены в оба переулка и оформлены в стиле так называемого декоративного модерна, которому были присущи увеличенные архитектурные детали. Доминантой строения служит угловой башнеобразный объем.
Из элементов фасада можно отметить мощные полуколонки, которые расположены над полукруглыми оконными проемами второго уровня. Их продолжением стали фигурные столбики аттика крыши. В первоначальном виде между столбиками размещалась чугунная ограда, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней.
Предполагается, что в этом доме в 1911 году родился сын одного из братьев Тарасовых - Лев Тарасов, ставший известным французским романистом и академиком Анри Труайя. Член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России. Его "Русские биографии" многократно переводились на многие языки, по его трудам во всём мире изучают историю и культуру России. Он был младшим из трех детей, но прославил род Тарасовых именно он, Леон.
После революции Тарасовы эмигрировали из России, выехав из Новороссийска через Константинополь в Венецию и осев, в итоге, в Париже. Им удалось вывезти заграницу некоторое количество драгоценностей и дать детям образование.
Много лет в здании размещался Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Сегодня дом № 4/2 по Скатертному переулку занимает Москомспорт.
Рядом по Скатертному переулку, ближе к Мерзляковскому, в 1907 году возвели по проекту Михаила Георгиевича Гейслера трехэтажный дом в стилистике австрийского модерна (сецессиона).
Фасад дома по Скатертному переулку украшен вытянутым, эллиптическим в плане балконом на третьем этаже, над которым размещено панно из темно-синей керамической плитки, характерной для фасадных композиций московского модерна.
Все элементы декора - карниз, венки и гирлянды на пилястрах, горизонтальные тяги, соединяющие второй и третий уровни, акротерии над парадным входом, оформление эркера и рустовка первого этажа, выполнены в элегантном стиле.
Через три года архитектор М.Г. Гейслер построил в Хлебном переулке особняк младшему брату Михаилу Тарасову в ещё более изящном декоративном стиле. Этот дом стоит рассмотреть повнимательнее, поэтому
продолжение следует...