Из истории лечебницы Фёдора Усольцева в Петровском парке

Apr 22, 2019 17:51



100 лет назад эти ворота в стиле модерн назывались "Сказочными". И выглядели они, как на картине художника, возможно жившего в то время (судя по подписи по фамилии Зотов). Известно, что деревянная ограда с воротами была выполнена архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем по эскизам художника Михаила Врубеля.



Сейчас за этим забором находится Центральная клиническая психиатрическая больница на ул. 8 Марта, дом 1, а в начале прошлого века здесь располагалась знаменитая лечебница врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева.



История этого места в Петровском парке восходит к началу XX века. В 1902 году доктор Ф.А. Усольцев переехал из Костромы на жительство в Москву. К этому времени его жена, Вера Александровна Усольцева, получила значительное наследство, и на эти деньги Усольцевы купили загородную дачу. Это был большой участок земли площадью в 4 гектара, с парком и фруктовым садом и двумя небольшими деревянными строениями.



Доктор Ф.А. Усольцев задумал открыть в двух одноэтажных домиках свою лечебницу. Он сам чертил планы этих зданий, занимался устройством запущенного сада, прокладывал дорожки для прогулок больных. Открытие лечебницы состоялось 6 марта 1903 года.
По замыслу Ф.А. Усольцева, больной попадал не в медицинское учреждение со строгими правилами, а в обычный дом - в гости к семейству Усольцевых, где о болезни ничего не напоминало. Врачи и больные вместе питались, по вечерам в гостиной устраивались беседы и вечерние концерты, днем больные могли свободно гулять, заниматься своими делами, общаться с доктором. В лечебнице Усольцева были заложены новые принципы отношения к больным при их лечении, заключающиеся в создании особого климата добросердечия, внимания, уважения к личности пациента.
Усольцев стал одним из первых российских психиатров, заинтересовавшихся творчеством душевнобольных. Поэтому и пациенты были в основном из литературно-художественных кругов. Ф.А. Усольцев был дружен с В.А. Гиляровским, В.М. Васнецовым, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.Д. Поленовым и многими другими. В 1904-1906 годах в лечебнице дважды лечился великий русский художник М.А. Врубель, проходил здесь лечение и другой известный русский живописец В.Э. Борисов-Мусатов.



В лечебнице одновременно пребывало до 50 больных. В государственных лечебницах плата в то время составляла 3 рубля в месяц, у Усольцева - 150. Заведение быстро стало одним из лучших в Москве. Огромную помощь и в лечебной работе, и в решении финансово-хозяйственным проблем оказывала Усольцеву его жена, Вера Александровна, имевшая специальное медицинское образование (она была фельдшером-акушеркой).
Но на рубеже 1910-х годов всё изменилось - в семье Усольцевых случилась трагедия. В 1909 году признаки психического заболевания обнаружились у Веры Александровны. Чуть позже столь же тяжело заболела и его дочь Антонида, только начавшая обучение на медицинском факультете в Сорбонне. Появились финансовые затруднения, и Усольцев продал большую часть своей усадьбы Александре Ивановне Коншиной, но всё-таки сохранил лечебницу.



К революции Усольцев отнёсся лояльно. В 1919 году он возглавил бывший санаторий Коншиной для нервно-больных и заведовал им вплоть до 1922 года, сохраняя при этом маленькую собственную лечебницу. Она принимала больных до 1931 года, оставаясь единственной частной психиатрической клиникой в советской Москве. Потеряв зрение, Усольцев сам закрыл лечебницу, отдал землю Красному Кресту. Скончался он в 1947 году.



До наших дней сохранились часть ограды, угловая башенка и парадные ворота клиники. В 2006 году ограда была частично снесена, при этом выяснилось, что ограда не значилась в списках памятников истории и культуры. Сохранившуюся часть ограды отстояла общественность. Два дома были уничтожены в 2010 году. Судьба главного дома на территории больницы, к сожалению, неизвестна.



Самый знаменитый пациент лечебницы Усольцева - выдающийся русский живописец Михаил Врубель. Он лечился здесь дважды. В 1904 году Врубель попал к Усольцеву в состоянии крайнего возбуждения, четверо санитаров с трудом могли удержать больного. Обычно таких больных держали в изоляции. Усольцев же обеспечивал им возможность творить. Многие работы, написанные Врубелем в лечебнице, в настоящее время хранятся в Третьяковке.



Дворик зимой. 1903-1904

Мало кто верил, что Врубель выздоровеет и вернётся к искусству. Но художнику был отпущен новый срок, хотя и недолгий, создать он сумел ещё многое. Интересны его карандашные рисунки, которые он во множестве делал в 1904 году в клинике Усольцева. Он рисовал портреты врачей, санитарок, больных, знакомых, группы играющих в шахматы, делал пейзажные наброски из окна.



Дерево у забора. 1903-1904



Обдумывает ход (игра в шахматы), 1903-1904

Среди больничных рисунков есть замечательные по реализму и психологической проникновенности карандашные портреты доктора Усольцева и его жены, поэта Брюсова, жены Врубеля Надежды Забеллы - известной оперной певицы.



Автопортрет, 1904

На портрете самого доктора художник написал "Дорогому и многоуважаемому Федору Арсеньевичу от воскресшего М. Врубеля".



Портрет Ф.А. Усольцева, 1904

Из воспоминаний доктора Усольцева: "Когда он брал лист бумаги, то вся картина была уже на ней перед его умственным взором, и он начинал воспроизводить её так, как ребёнок воспроизводит картину на восковой бумаге, обводя по частям её контуры и вырисовывая отдельные уголки. Он никогда не рисовал эскизами, а, набросав несколько угловатых линий, прямо начинал детально вырисовывать какой-нибудь уголок будущей картины и часто начинал с орнамента, с узора, который очень любил. Часто случалось, что, тщательно вырисовав какую-нибудь деталь, уголок картины и общими штрихами наметив ее образ, он бросал свое произведение, и оно так и оставалось неоконченным. Новые возникшие образы вытесняли старые. А бывало и так, что, начав вырисовывать деталь, он так увлекался, что картина не умещалась на бумаге, и приходилось подклеивать"…



Портрет В.А. Усольцевой, 1905



Портрет Н.И. Забелы-Врубель, 1904

Из мемуаров Валерия Брюсова: "Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была еще зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, не впечатления "больницы", но всё же было неуютно и не живо. Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех "премьер", человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель".



Голова пророка, 1904-1905

Есть ещё незаконченный портрет Усольцева на фоне иконы в золочёном тиснёном окладе. Врубель решает сверхтрудную задачу - передать карандашом, без помощи цвета фактуру фона и сделать так, чтобы лицо не терялось на таком фоне.



Портрет Ф.А. Усольцева на фоне иконы, 1903-1904

В клинике Михаил Врубель написал портрет Валерия Яковлевича Брюсова, приезжавшего позировать. Это была последняя работа художника. В 1906 году Михаил Врубель ослеп.
Как писал Брюсов, первоначально портрет был написан на темном фоне. "Этим объясняются, между прочим, и темные краски, положенные на лицо. Зa головой было что-то вроде куста сирени, и из его темной зелени и темно-лиловых цветов лицо выступало отчетливо и казалось живым. И вот утром, в день моего приезда, Врубель взял тряпку и, по каким-то своим соображениям, смыл весь фон, весь этот гениально набросанный, но еще не сделанный куст сирени". Всё время после Брюсов сожалел о том, что в итоге работа не получила и половины той выразительности, что была вначале.



Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, 1906

Далее история больницы была связана с Первой мировой войной, когда многие состоятельные люди устраивали в своих владениях лазареты, убежища и приюты для раненых воинов. Известной благотворительницей была и Александра Ивановна Коншина, урождённая Игнатова (1833 -1914) - одна из самых крупных московских меценаток, потомственная дворянка, супруга и вдова серпуховского миллионера-фабриканта И.Н. Коншина. По её завещанию 15 миллионов рублей должны были пойти на создание учреждения для раненых. Этой Коншиной принадлежал и особняк по адресу Пречистенка, 16/2, с 1922 года - Дом учёных.
8 сентября 1914 года состоялось освящение санатория для увечных воинов на даче Коншиной в Петровском парке. Сама Александра Ивановна на открытии отсутствовала по болезни, а 26 сентября она скончалась. В годы Первой мировой войны санаторий часто посещали представители царской фамилии. Так, 21 мая 1915 года санаторий имени А.И. Коншиной посетила Великая княгиня Елизавета Феодоровна.



Великая княгиня Елизавета Феодоровна

После Октябрьской революции 1917 года госпиталь перешел в ведение Мосздравотдела и первое время продолжал работать как госпиталь для раненых и контуженых солдат, возвратившихся с фронтов гражданской войны. В санатории чаще пребывали женщины-работницы, и в 1929 году санаторий "Коншино" был переименован в психоневрологический санаторий "8 Марта". В июле 1930 года санаторий преобразовали в Московскую областную психоневрологическую клинику, ныне Центральную Московскую областную клиническую психиатрическую больницу



Источники информации: Н.А. Дмитриева. Михаил Александрович Врубель. - Ленинград Художник РСФСР, 1984;
Википедия; www.blagodrevo.com

сао, парки, непарадная Москва

Previous post Next post
Up