Всего 27 фото
Изредка я слышу, что Москва, "типа", совсем не интересная, мрачная и смотреть в столице не́чего, кроме Красной площади) Во-первых, жилые дома в Москве на её окраинах, конечно, рассматривать с интересом, не выйдет, поскольку типовая жилая застройка никогда не создавала захватывающих видов) Со своей же стороны скажу, что для меня Москва неисчерпаема. Когда начинаешь разбираться с памятниками архитектуры столицы - перед тобой разворачивается удивительный мир исторического прошлого Москвы, который захватывает и поражает. Таким уцелевшим чудом, в частности, является местечко на Берсеневской набережной, где находятся Палаты Аверкия Кириллова и
Храм Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке.
История этого места полна загадок и легенд. По неподтвержденным данным здесь был двор известной исторической личности Малюты Скуратова. Считается, что деревянный дом с каменным подклетом на месте Палат Аверкия Киоиллова существовал здесь уже в XV-XVI веках - его следы были найдены археологами и реставраторами. Именно отсюда (от Никольской церкви), по отрывочным сведениям, идет тайный подземный ход под Москвой-рекой в Кремль и к Дому Пашкова на Ваганьковском холме.
Основная часть фотографий снята в пасмурное время, поздней осенью - все из-за того, что летом, зелень не дает возможности тщательней провести фото съемку этого исторического места. Кроме того, мной намеренно материал разделен на две части - первая о Палатах Аверкия Кириллова, вторая о - Церкви Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке, поскольку информационный материал довольно приличный, а ЖЖ, как известно, относится к объемным текстам довольно "прохладно".
Этот участок земли, находящийся за знаменитым "Домом на Набережной" достоин внимания всех, кто интресуется Историей родного города в частности и столицы нашей Родины, вообще. Здесь находится один из редчайших образцов палат XVII века - Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова.
А вообще же, место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь. Там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её этому богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял сын боярский и член боярской думы Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень). У Ивана III он пользовался большим доверием, но при его сыне Василии III был казнён в 1525 году за «дерзкие слова». Его имя носит как Берсеневская набережная, так и Беклемишевская (Москворецкая) кремлёвская башня.
02.
После казни И.Н. Берсень-Беклемишева в 1525 году, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в так называемом «деле Максима Грека», эти земли перешли в царское владение. Максим Грек, приглашенный Иваном III для перевода церковных книг, критиковал власти и образ жизни русского духовенства, осуждая его за стяжательство и ростовщичество в церкви. Находил поддержку у Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикева и других. Скончался Максим Грек в Троицком монастыре, причислен к лику святых в 1988 году.
Старые московские предания, а вслед за ними и дореволюционные публикации, называют следующим владельцем этой местности знаменитого опричника Малюту Скуратова. Исключать этого нельзя, хотя собственный двор Скуратовых-Бельских находился на другой стороне Москвы-реки, в приходе Церкви Антипы на Колымажном дворе. Не подтверждают документы и того, что по родству с Малютой этот участок достался Годуновым и впоследствии переходил от одной боярской фамилии к другой.
Сейчас мы находимся на Берсеньевской набережной. Как я уже упоминал, сделать летом фотографию Палат Аверкия Кириллова крайне затруднительно, например с этого ракурса.
03.
Очень скоро «беклемишевские земли» были пожалованы из царских владений некоему Кириллу - «государев садовнику» - основателю рода Кирилловых. Из двух его детей один - Филипп умер бездетным, а второй - Стефан оставил троих сыновей. Аверкий Стефанович Кириллов (1622-1682) со временем стал единственным хозяином усадьбы, а землю, принадлежавшую братьям, пожертвовал под кладбище церкви Николы на Берсеневке. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке - думном дьяке Аверкии Кириллове - в 1656-1657 годах.
Числившийся, как и предки, «садовником», Aвepкий Kиpиллoв был oчeнь cocтoятeльным кyпцом, влaдeлeцем мнoгoчиcлeнныx тopгoвыx лaвoк в Mocквe, oбшиpныx зeмeль c кpecтьянaми, a тaкжe coляныx кoпeй в Coли Kaмcкoй. В начале 1677 года царь Фёдор Алексеевич произвёл его из подьячих в думные дьяки (дьяк - начальник органа управления - приказа). В этом чине он возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца, был приказным. По сути, он руководил государственными финансами, торговлей и промышленностью.
04.
На момент перехода палат к Аверкию Кириллову это было достаточно крупное Г-образное в плане здание. Восточный фасад украшало нарядное красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столбах. В отделке едва ли не впервые в московском зодчестве использовались нарядные изразцы в синих тонах по белому фону. Каждый из ярусов дома венчался сложным карнизом с поребриком, окна декорировали пышные наличники, стены дробились многочисленными вертикальными тягами - пилястрами и полуколоннами.
Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах - пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей. Став владельцем здания, Аверкий Кириллов расширил его со стороны двора.
05.
Одновременно с северо-восточным помещением первого этажа соорудили покои на втором этаже, где прежде была только «светлица». Палаты Аверкия Кириллова были исключительно «господским домом», слуги жили в каменных и деревянных избах, стоявших особняком во дворе. Первый этаж был хозяйственным. Ныне это подвал - так за несколько столетий поднялся культурный слой. Поэтому, конечно, в VII- ХVIII веках здание выглядело выше и репрезентативнее.
Bo вpeмя Cтpeлeцкoгo бyнтa 1682 г., близкий к Hapышкиным Aвepкий был жecтoкo yбит cтpeльцaми в Kpeмлe. Аверкия и ненадолго пережившую его жену Евфимию Евлампиевну похоронили под северной папертью церкви Николы, что находится в непосредственной близости от палат. В подклете-усыпальнице храма покоились его родители и, возможно, дед.
06.
07.
В 1667 году палаты Кирилловых приобрёл Семён Иванович Маслов. В начале следующего века они были перестроены и получили вид, близкий к современному. Полностью изменился парадный фасад. В его средней части появилась пристройка во вкусе петровской эпохи: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными, довольно причудливой формы волютами и пышными гирляндами из цветов и фруктов, фланкирующими «теремок» верхнего яруса.
08.
09.
Вход в здание со стороны набережной получил арку, поддерживаемую великолепными резными кронштейнами. Над ней находился балкон.
10.
Парадное крыльцо украшали статуи на постаментах. Уже в нашем веке на чердаке были обнаружены фрагменты двух фигур и ещё одна, почти уцелевшая. Это человек в длинной одежде, с рукой, прижатой к груди, весьма напоминающий апостолов на галерее знаменитой церкви в Дубровицах. Весьма интересен и другой аналог, уже архитектурный, - церковь Сант-Михилскерк в бельгийском городе Лувене, возведённая в 1650-1666 годах по проекту архитектора В. Хесиуса.
11.
12.
13.
Окна среднего яруса несколько больше остальных, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Углы пристройки рустованы - решение, которое придало ей некую архитектурную собранность в контрасте с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века. Для придания палатам симметрии, тогда входившей в моду, справа по фасаду была сделана пристройка с ризалитом, уравновешивающая объём с крыльцом.
14.
Палаты выдерживают стилистическое единство с расположенным по соседству корпусом Суконного двора (суконной фабрики). Оба здания, палаты и Суконный двор, своими главными фасадами фланкировали не сохранившийся Всехсвятский Каменный мост, по сути, составляя единый ансамбль.
Видимо, при Масловых в палатах одновременно с их реконструкцией или вскоре после неё было сооружено семь новых печей. Стилистический анализ даёт возможность отнести, по крайней мере, большую часть их изразцов, обнаруженных на чердаке, к началу XVIII века. Формы рисунков позволяют предположить, что образцом для них послужил некий сервиз, скорее всего имевший голландское происхождение. Изразцов много, и их теперь хватит по крайней мере на три печки. Они отечественного производства, с изображениями пейзажей со зданиями, людьми и зверями.
15.
С 1 июля 1756 года казна приобрела палаты у родственницы Масловых Анны Ивановны Зиновьевой за 5 тысяч 500 рублей, о чём сохранилась запись в дворовой книге Юстиц-коллегии. В палатах первое время разместились Корчемная контора и один из складов - магазин № 10.
С марта 1771 по май 1793 года в палатах располагался Разрядно-сенатский архив, предшественник Российского государственного архива древних актов. Здесь хранились подлинные столбцы родословных росписей, боярские и разрядные книги, отчёты об обороноспособности городов, документы о народных восстаниях и прочее. Фонд насчитывал несколько сотен тысяч дел.
16.
Затем сюда переехала Московская казённая палата. В 1806 году здание было реконструировано по проекту архитектора А. Назарова для Сенатской курьерской команды и стало называться в обиходе Курьерским домом. Когда к 1860-м годам оно оказалось в аварийном состоянии, «рационально мыслившие» чиновники, возглавлявшие дворцовое ведомство, не пожелали отпускать средства на ремонт «рухляди». К счастью, обречённым на слом строением заинтересовалось Императорское Московское археологическое общество (МАО), и Александр II передал палаты ему.
17.
В 1870 и 1884 годах под руководством архитекторов А. Попова и Н. Никитина в палатах были проведены реставрационные работы, в ходе которых разобраны позднейшие пристройки и расписана «во вкусе допетровского времени» Крестовая палата, ставшая залом заседаний общества.
В 1909 году для изучения и сохранения памятников московской архитектуры стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в палатах. Позднее это собрание перешло в Исторический музей, одним из инициаторов создания которого в своё время был П.С. Уваров.
18.
Общество было ликвидировано приказом НКВД в июне 1923 года, разделив участь большинства подобных объединений дореволюционной России. С декабря 1924 года первый этаж особняка Аверкия Кириллова занимал Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Поэт Осип Мандельштам, посетивший его в 1930 году, поделился очаровательным описанием здания и институтских нравов: «Мой любительский приход никого не порадовал».
19.
Через год на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), созданные известным художником Игорем Эммануиловичем Грабарём. Его подход к охране памятников вызывал, впрочем, куда большие возражения, нежели творческие достижения, так что в этой области он получил нелестное прозвище Угорь Обмануйлович Гробарь. В 1930 году он был вынужден отказаться от дальнейшего руководства мастерскими. К этому времени им передали церковь Николы. Через два года колокольню снесли, а мастерские закрыли.
20.
После этого в палатах была поселена обслуга Дома Правительства (Дома на набережной), а в здании Набережного корпуса некоторое время располагался Московский областной краеведческий музей. После начала войны, летом 1941 года, в церкви было устроено объединённое фондохранилище крупнейших столичных музеев. Упрятанные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея, Музея Революции, Музея народов СССР, Биологического музея. Наиболее ценные реликвии находились в церковном подвале.
21.
После войны, в конце 1947 года, палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР.
22.
В 1953-1959 годах в палатах проводились реставрационные работы. Их руководитель Г.В. Алфёрова описала урон, нанесённый жильцами, которые вырубили связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери и прочее. Отмечалось и плачевное состояние белокаменного декора северной пристройки XVIII века (1, с. 135-150). Работы в этих условиях велись медленно и, к сожалению, были прерваны из-за реорганизации службы. Завершали их в спешном порядке в 1960-1963 годах, уже без необходимых исследований и фиксации, но с искажениями.
23.
Одним из положительных результатов реставрации были ликвидация общежития и полная передача палат Аверкия Кирилова институту, который в 1966 году получил новое наименование - НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. В 1968 году на его базе было создано новое учреждение - республиканский Научно-исследовательский институт культуры, ныне Российский институт культурологии Министерства культуры РФ.
Кстати, рядом с воротами и Набережным корпусом, находится маленький деревянный теремок, где продается множество видов пирожков и расстегаев. Они очень вкусные и, почти всегда, горячие. Если я оказываюсь в этих местах - всегда останавливаюсь здесь перекусить и передохнуть!
24.
25.
Виды прямо отсюда на Храм Христа Спасителя, Москву-реку и Патриарший мост - восхитительные - и в любую погоду.
26.
Последнее фото - Палаты Аверкия Кириллова с "островной" части Патриаршего моста.
27.
Далее, мы перейдем к осмотру Храма Николая Чудотворца на Берсеневке (часть 2), что находится в едином комплексе с Палатами Аверкия Кириллова.
Источники:
М.Ю. Коробко. Палаты Аверкия Кириллова. Журнал "Русская история". №4. 2013.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2016
Вторая часть - Храм Николая Чудотворца на Берсеневке