Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве был основан в 1635 г. царем Михаилом Феодоровичем. Тогда монастырь назывался «Покрова на убогих домах». Царь пожаловал на строительство обители 17 четвертей земли. До этого здесь, за окраиной Москвы, находилось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 г. на месте обветшавшего храма (1655 г.) был построен каменный монастырский собор. Храм во имя Всех Святых с трапезной палатой был построен в 1792-1798 гг. на месте обветшавшего храма 1682 г., а в 1854-1855 гг. полностью перестроен (архит. М.Д. Быковский) и переосвящен. В 1799 г. была построена трехъярусная колокольня. Стены и ворота 1833-1853 гг. С 1680 по 1731 г. был приписан к Заиконоспасскому монастырю. С 1751 по 1776 г. в монастыре помещалась Духовная семинария; в XIX-XX вв. монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
По указу царя Алексея Михайловича Романова монастырь был построен «на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и др. потребностями». По сохранившемуся до наших дней преданию основанием для монастыря в честь Покрова Божией Матери послужило преставление родителя царя Михаила Феодоровича - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова.
В 1812 г. обитель подверглась разорению. Потребовалось несколько лет, чтобы монастырь оправился от причиненного урона. К началу ХХ столетия в монастыре имелось 2 храма: Воскресенский и Покровский, 4 часовни в разных уголках Москвы, каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и боевыми часами. Монастырь был обнесен каменной оградой; по углам ограды 5 четырехугольных башен. К монастырю были приписаны 2 богадельни, также действовала церковно-приходская школа-пансион для мальчиков.
В послереволюционный период в 1926 г. была взорвана колокольня, затем закрыли Покровский храм, снесены часовня и могильные памятники; в 1929 г. был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища устроен существующий и по сей день парк культуры и отдыха. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1994 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II были освящены все 9 приделов монастыря. В 2002 г. им также была освящена воссозданная колокольня.
В 1998 г. с Даниловского кладбища Москвы были перенесены честные останки праведной старицы Матроны. В 1999 г. блаженная Матрона была прославлена в лике местночтимых святых Московской епархии. В 2004 г. на Освященном Архиерейском Соборе св. праведная Матрона была причислена к лику общецерковно почитаемых святых.
Храмы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, двухэтажный с шестью приделами: в верхнем ярусе центральный - Покрова Пресвятой Богородицы, правый - апп. Петра и Павла, левый - свт. Николая; в нижнем ярусе центральный - свт. Ионы, митр. Московского, правый - прп. Илариона Великого и левый - прп. Нила Столобенского.
Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный - Воскресения Словущего, правый - св. прав. Матроны Московской, левый - Тихвинской иконы Божией Матери.
Святыни
Мощи св. праведной Матроны Московской, икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная художником по благословению св. Матроны.
Богослужение
Ежедневно Литургия совершается в 7.30; вечернее богослужение в 17 час. В воскресные дни Литургия в 6 и в 9 час. Ежедневно у мощей св. Матроны Московской совершается молебен с акафистом, в понедельник, среду и пятницу с водоосвящением. Панихида в среду и субботу.
Храм открыт ежедневно с 7 до 20 час. Работает магазин церковной утвари и литературы.
Настоятельница - игумения Феофания (Мискина).
Подворье
С 1998 г. действует монастырское подворье в Раменском районе с. Марково. Его украшением является храм XVII века в честь Казанской иконы Божией Матери. При подворье имеется приписная часовня прп. Серафима Саровского при детском интернате № 16. Открыт приют для девочек, в котором сейчас воспитываются 20 отроковиц.
Основание Покровского монастыря в Москве
Покровский Убогий монастырь. Основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем
Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника - основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию - близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил
Основатель Божедомского Покровского монастыря царь Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета)
Феодорович. В 1635 году он пожаловал на построение его землю, лежащую впустe за Земляным валом. По обыску воеводы Максима Лихарева и головы Елизара Бесeдного, всей этой земли оказалось 17 четвертей; на нее дана владeемая грамота. Нам неизвeстно, при царe Михаилe ли Феодоровичe началось построение этого монастыря; только достовeрно, что не прежде, как через двадцать лeт послe того, по указу царя Алексия Михайловича, он построен на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и другими потребностями, причислен к Московской епархии. В 1655 году, по просьбe Благовeщенского протопопа, Стефана, царь пожаловал Покровскому монастырю 6 десятин сeнных покосов под Симоновым монастырем в межe Крутицкого митрополита, да лугов Симонова монастыря, «в вeчное воспоминание по всeм православным христианам во вeки неподвижно». Не могло же быть без особенного побуждения основание этого нового монастыря в честь Покрова Божией Матери. Первым, вeроятно, было существование там издревле Божия, или Убогого дома, на который в праздник Покрова и в Семик совершалось крестное хождение из соборов и монастырей
Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 - 8 февраля 1676). В 1655 году Божедомский Покровский монастырь по указу Алексея Михайловича был причислен к Московской епархии
для отправления соборной паннихиды над умершими насильственною, или внезапною смертию; другим к тому побуждением была память преставления родителя царя Михаила Феодоровича и дeда царя Алексия Михайловича, Патриарха Филарета Никитича, скончавшегося в самый праздник Покрова Божией Матери. С тeм вмeстe основанием нового Покровского монастыря, как бы возстановлялся древний, бывший в Москвe при Иоаннe III. С 1680 по 1731 год св. обитель эта была приписана к Заиконоспасскому монастырю.
Сначала состояла она в Московской епархии, а с 1744 года, по именному указу, причислена к бывшей тогда Крутицкой епархии. Переведенная из Вяземского Предтечевского монастыря семинария сперва в Архиерейский Крутицкий дом, потом в 1751 г. в Покровский монастырь, дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Когда Покровский монастырь снова приписан был к Московской епархии, семинария 1776 г. уничтожена, а семинаристы разосланы по тeм епархиям, к которым они принадлежали. Нынe он заштатный, т. е. не положенный в Духовных штатах 1764 года и довольствовавшийся только милостинною дачею по 300 р. асс. в год. Первым, извeстным нам игуменом Покровского монастыря, был Стефан, прежде протоиерей Благовeщенского собора, упомянутый в надписи напрестольного креста 7189 (1679) года и в вышеприведенной грамотe царя Алексия Михайловича.
Пользуясь описями в 1763 году лейбъ-гвардии Семеновского полка поручика Петра Свиньина и лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Федора Павлова, посмотрим, в каком видe и положении, за сто тому лeт, находился этот монастырь и какие в нем были здания.
Покровский Убогий монастыр
1) Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всeх Святых, об одном престолe, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасe образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а нeкоторые жемчугом и драгоцeнными каменьями.
2) Церковь каменная Покрова Божией Матери, одноглавая, с придeлом св. Иоанна Дамаскина.
Колокольня каменная, шатровая, с осмью колоколами и с нeмецкими боевыми часами.
По описи 1763 г., в ризницe при церквах было однeх риз, или фелоней 45, в числe их парчевыя, изорбатныя, бархатныя, гвоздишныя, золотныя, пукетовыя, китайской парчи, объяринныя и штофныя, камчатныя, барбейраковыя, атласныя, грезетовыя. К ним были подризники, эпитрахили, набедреники, поручи, стихари, воздухи и пр. Нeкоторыя из этих утварей Царский вклад.
Тогда на правой сторонe, против церкви Покрова Божией Матери стояли деревянныя, одноэтажныя настоятельския келлии, на 6 саженях длиною и на 3 саженях шириною, крытыя тесом, при них келья холодная и кухня.
Братския кельи против св. ворот были каменныя, одноэтажныя, длиною на 20, шириною на 4 саженях, крытыя дранью; кромe того, двe братския кельи ветхия и еще деревянныя кельи с сeнями на 81/2 саженях в длину и на 51/2 в ширину. При них были разныя принадлежности.
Семинария помeщалась в двух-ярусном каменном здании с кухнею и погребом. Здание это, сооруженное по указу императрицы Елисаветы Петровны, длиною было 11 сажен с аршином, шириною
Елизавета Петровна (1709-1761/62). Дочь Петра I и Екатерины I-й
6 сажен и два аршина. Мeсто семинарии занято трапезою, монашествующими и другими службами.
Монастырь обнесен был каменною оградой, крытою тесом, с деревянными перекладами, мeрою в окружности 224 сажени; по углам ограды пять четвероугольных башен.
В таком видe представляется он на приложенном здeсь рисункe начала XVIII вeка.
При учреждении Духовных штатов, монастырем управлял игумен Варлаам, опредeленный по указу консистории Крутицкого архиерея, 1763 г. августа 16. Тогда находились там три иеромонаха и три иеродиакона; а теперь всeх монахов и послушников 50 человeк.
На содержание этого монастыря и монашествующих в 1763 году отпускалось жалованья 109 р. 42 коп., а хлeба ржи и овса по 44 четверти и 6 четвериков, с учреждением штатов, только 27 р. 77 копeек в год. Помeщенные здeсь два отставные солдата пользовались монашескою трапезой; за исправление должности сторожей им выдавалось жалованья по 336 копeек в год. Теперь, как заштатный, этот монастырь на своем пропитании.
К этому монастырю принадлежали четыре часовни; 1) подмонастырская с каменною палаткой, 2) в Китай-городe у Москворeцких ворот, с каменным строением, 3) в Таганкe деревянная, разстоянием от монастыря одна верста. От доброохотных дателей сии часовни приносили в 1763 году доходу в монастырь до 50 руб. асс. в год, 4) в первой Мeщанской улицe, у Креста, на лeвой сторонe, одна из трех часовен, между урочищами Серединкою и Крестовскою заставой; она каменная, в новом стилe, с кельею для часовника; с давних времен принадлежа Покровскому монастырю, она именуется Покровскою. В ней семь старинных мeстных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Ея, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери, Святая Троица.
Усердные богомольцы, на пути своем в Троицкую лавру, помолясь там в часовнях Предтечевской и Крестной, или Филипповской, останавливаются у Покровской призвать себe на помощь Божию Матерь, осeняющую вeрующих своим покровом. По указу Петра I,
Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года - 28 января (8 февраля) 1725 года)
декабря 13 1720 г., дана во владeние этой обители подмонастырская земля, мeрою в первом мeстe длиннику 420, поперечнику 550 саж., в другом 191/2 десятин и полполтрети десятины. Земля эта тогда отдавалась в наем по 80 р. в год.
При таких ограниченных средствах, обитель эта оскудeла, здания ее обветшали и требовали починки, только поддерживали ее кладбище и благочестивые вкладчики, которые способствовали к обновлению и украшению этого заштатного монастыря.
Ограда во многих мeстах разсeлась. В 1783 г, она была разобрана и не прежде, как через 16 лeт, возобновлена Московским купцем Мeщаниновым, который в 1799 году устроил в сeверо-западном углу монастыря каменную богадeльню на 12 человeк мужеского пола, а 1810 года г-жа Хлeбникова на Семеновской улицe
Покровский миссионерский монастырь. Вид богодельни для престарелых. 1904 г.
каменную богадeльню для женского пола. Таким образом, гдe было послeднее пристанище для убогих мертвых, там устроен приют для убогих живых.
Обветшавшия церкви Всeх Святых и Покрова Божией Матери были разобраны, одна в 1792 году, другая 1806 года. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всeх Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а придeлы ея: в память
Иконостас Престола Воскресения Христова Воскресенского храма. Освящен в 1772 г. 1850-е гг. Покровский монастырь
Иконостас Престола Пресвятой Богородицы Тихвинская Воскресенской церкви. Освящен в 1772 г. Фото 1882 г.
обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году. Двух-этажная каменная,
Двух-этажная каменная церковь Покрова Божией Матери(в центре), совершена в 1810 году, справа церковь Воскресения Словущего освящена в 1772 г. Покровский монастырь в Москве. 1882 г.
крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. В верхнем
Иконостас правого придела Покровского храма в честь Апостолов Петра и Павла.
Покровский храм. Царские врата левого придела в честь Святителя Николая. 1850-е гг.
ярусe по сторонам Покровского храма престол во имя св. Апостол Петра и Павла, устроенный Московским купцом Алексeевым, а по лeвую, в честь Святителя Николая; в нижнемъ: Святителя Ионы митрополита, св. Илариона великого и преподобного Нила Столобенского. Незадолго пред 1812 годом, вступил в управление монастырем строитель Иона, старец добрый, благочестивый и ревнительный к благолeпию дома Божия; его простодушная ласковость привлекала благочестивых вкладчиков и едва только стал он устроивать и украшать св. обитель, как наступила тяжкая година испытания для Москвы и для Покровского монастыря - 1812 год.
По возвращении своем в Москву из Вологды, (куда он отправился в 1812 году) 23 ноября того же года, Иона нашел св. обитель опустошенною и в ней девять братий. У настоятеля потребовалось от начальства примeрной смeты, сколько нужно суммы на возобновление сожженных зданий и на вспоможение братии. Представлена была смeта в 13.700 рублей. Девять же остававшихся и ограбленных братий объявили, что "они вспоможения не требуют". Неусыпными попечениями Ионы вскорe возобновлен был полуразрушенный монастырь; в 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином возстановленные храмы в память Всeх Святых, что нынe Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.
Вcкорe послe 1812 года, началось в этом монастырe богослужение, явились благочестивые вкладчики , которые содeйствовали трудам настоятеля своими пожертвованиями для благолeпия дома Пресвятой Богородицы. Вылит был на их иждивение большой колокол, который в 1833 году возвeстил монастырю о кончинe доброго его пастыря Ионы.
Рвение к устроению и благолeпию св. обители наслeдовал преемник о. Ионы Амвросий. Он заботился не только о внeшнем благоустройствe, но и о приведении в лучший порядок церковного богослужения, по чиноположению общежительных монастырей, которое и донынe поддерживается в этом монастырe. Он не мало оставил в нем памятников своей дeятельности. Его старанием, вмeсто старой ограды монастырской, простиравшейся на 320 сажен, сооружена новая, гораздо выше прежней, с осмью башнями и переходами, на 302 сажени; кромe того, выстроены: настоятельский
Братский корпус. Фото 1904 г. Покровский монастырь
двух-этажный и такой же братский корпусы; к трапезному пристроены 14 келлий, у восточных ворот конный, рабочий двор с конюшнею, сараями и кладовыми, с помeщением для рабочих и пять келлий братских. При нем начато распространение Воскресенской церкви, которую доканчивал уже преемник его Иоанафан. В течении шести лeт его управления, довольно времени отнимала у него болeзнь.
Между тeм соборная церковь оказалась тeсною; тогда искусным архитектором Быковским сооружена обширнeйшая о пяти куполах, вмeстившая в себe часть старой, в послeдствии разобранной: в срединe ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны,
Росписи Воскресенского храма. 1850-е гг. Покровский монастырь
соединенные арками, также и восточная стeна главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые бeлою жестью и увeнчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помeщена ризница, освeщаемая окнами из боковых куполов.
Стройное и величественное это здание в Романском стилe, подходящем к Греческому; орнаменты внeшних его стeн, окон, дверей и куполов во вкусe того же стиля. Внутренность собора соотвeтствует самой внeшности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отдeляются легкими арками на столпах два придeльные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, сeверный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры, празднуемой 6 ноября. Три части храма, три его отдeления, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храмe соединено полное его освeщение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство цeлого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придeльных престолов украшены искусною рeзьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибe. Из них особенно замeчательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолeпием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в видe сeни покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отдeляется южное и сeверное предалтария. На стeнах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены дeяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытною кистию Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных мeстах соотвeтственныя изречения св. Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и свeтлой трапезe примыкает помeстительный притвор храма.
Другая церковь на восток, позади первой, двухъярусная, одноглавая с тремя полукруглыми выступами на восток; она стоит на мeстe прежней Покровской, строенной на царское иждивение; начата сооружением в 1806 году и окончена в 1814 году. Здeсь престолы:
Иконостас верхнего храма в честь Покрова Божией Матери. 1850-е гг.
вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на лeвой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам придeлы во имя преподобных Илариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмeщают в себe, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов.
Трехъярусная колокольня на восток построена 1799 года, в Нeмецком стилe, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен. В ней замeчательны старые колокола, литые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из слeдующих надписей на полилейном: «1750 году марта 28 день вылит се колокол во обитель Покрова
Колокольня монастыря. Фото 1905 г. Взорвана в 1926 г.
Престыя Бцы, что при Москвe на убогих домeх, при державe благочестивeйшия и самодержавнeйшия великия гдрни императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы всероссиской и при наследнике ея внука Петра первого благовeрном гдре и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его благовeрной гдрне и великой кнгне Екатерине Алексeевне, вкладом бывшего того мнтря строителя иеромонаха Силы впред для поминовения; весу в нем 130 пуд, лил мастер Констентин Михайлов снъ Слизов.» На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятые Бцы, что на убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих христолюбивых дателeй, вeсу 66 пуд, 27 ф. лил мастер Костантин Михайлов снъ Слизов.»
По правую сторону от входа в монастырь двухэтажныя каменныя покои настоятельские, а по лeвую братския келии. В первых бывают заупокойныя трапезы об усопших, положенных на монастырском кладбищe; зала нижняго этажа украшена собранием гравированных и литографированных видов русских монастырей, между которыми есть довольно рeдкие, а в верхнем этажe собрание гравированных и литографированных портретов Российских архиереев.
Церкви и колокольня, сооруженная в одном стилe, представляют нам этот старинный монастырь совершенно новым и красивым.
http://www.patriarchia.ru/db/text/233362.htmlhttp://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=56