Наверное, самонадеянно писать о принципах, если ты в профессии без году неделя, точнее, меньше двух лет. Но... нас хорошо учили: чтобы стать гидом, делай раз, делай два, делай три - и всё получится. Все это было понятно, логично, принималось с энтузиазмом и перенималось с радостью.
Потом шло время, и выученная схема потихоньку перестраивалась под себя. Что-то я безоговорочно принимала, что-то с изумлением отвергала: может, они и верно, но у меня почему-то "не работает". А иногда с неменьшим изумлением (а что, так можно??) шла "поперек правил" и понимала: так лучше. А еще добавляла свое: вот это и это так важно, а нам почему-то не говорили. И получалась схема, где уже не помнишь, откуда что взялось, потому что всё прошло через собственный опыт и теперь уже всё твое. По-другому ты уже не можешь.
Я гордо придумала свои пять принципов, а потом увидела, что не меньше четырех из них были
сформулированы больше года назад. Значит уже "носилось в воздухе"... Но не пропадать же добру. Тем более по пунктам сейчас получилось по-другому. Так что рассказываю.
1.Сюжет. Всякая экскурсия должна иметь идею, которую ты можешь объяснить в одной, максимум в двух фразах.
Эта идея должна быть интересной тебе лично, иначе вряд ли удастся заинтересовать ей экскурсантов. Ее ты объясняешь в начале, о ней говоришь в конце и для тебя самой в каждый момент экскурсии должно быть понятно, как то, что ты рассказываешь, связано с этой идеей. Это должно быть также понятно экскурсантам, но пока не очень получается (( Тогда у экскурсии будет свой сюжет и динамика, логика развития и нерв (хотя можно назвать это "цель и задачи").
Для Музея Москвы я сделала экскурсию в сотрудничестве с музеем Высоцкого, которая была мне очень дорога, но почему-то не устраивала, хотя на нее было много хороших отзывов. Сотрудничество оборвалось, и ближе к 25 января стала думать: может быть, стоит реанимировать экскурсию хотя бы на один раз. Но поняла, что ей не хватает того самого сюжета, сквозной идеи: личность Высоцкого никак не связывается в единый узел с историей Таганки, хотя и то и другое интересно. Потом наконец поняла, как связать, но для этого нужно перекроить экскурсию почти наполовину. Отложила до лучших времен.
2.Информация. Это вроде бы понятно. В процессе развития сюжета экскурсии экскурсант должен узнавать нечто новое и интересное. Новое должно быть представлено логично, незанудно и адекватно уровню подготовки экскурсантов: как правило без терминов и заумных слов. Информация должна быть достоверной и не должна быть избыточной.
Насчет достоверности всё гораздо сложнее, чем может показаться. Как только начинаешь углубляться в тему, понимаешь: то, что тебе казалось незыблемым фактом, может зашататься и обернуться обманкой. С детства помню, что собор Василия Блаженного строили Барма и Постник, а оказывается, это всего лишь фраза в летописи, появившаяся через 100 лет после строительства, которую можно по-разному интерпретировать - и вообще непонятно, это один человек или два.
И да, если информация не связана с основным сюжетом, нужно задуматься: а нужна ли она? И дважды задуматься, если это "голая" цифра, или фамилия, или факт, который никак не обыгрывается. К примеру, искренне не понимаю, зачем, рассказывая о каком-то доме, перечислять всё, что было раньше на этом участке, и всех его владельцев. Да, это несомненно важно для историков, но что скажет экскурсантам набор незнакомых фамилий и дат? Если о них можно рассказать что-то интересное или связать с нынешним состоянием дома - да, в противном случае - зачем?
3.Визуальный ряд. Экскурсанту должно быть интересно смотреть - и не на картинку в руках гида, а на то, что вокруг него. Если необходимо долго говорить о чем-то, то нужно, чтобы при этом было куда посмотреть, даже если это не вполне связано с темой. Не меньше одной моей экскурсии выросло просто из желания "показать красиво"
По поводу фотографий - так называемого "портфеля экскурсовода". Считаю, что чем меньше их, тем лучше. Но иногда они действительно нужны, поэтому у меня есть экскурсии, где фотографий много. Но я хотя бы делаю фото большими, хорошего качества и даю в руки экскурсантам, надеясь, что они разглядят то, что хочу им показать. А сейчас идут вечерние экскурсии - и в качестве эксперимента они проходят совсем без фотографий. Потому что как представила их просмотр в темноте и на холоде - спасибо, я лучше весной добавлю.
Если можно к зрительным впечатлениям добавить другие - услышать, потрогать, понюхать, попробовать - это отлично, при одном условии: если не притянуто за уши. В последней экскурсии один раз удалось устроить мини-дегустацию, и это было здорово.
4.Эмоции Экскурсант скорее всего забудет или перепутает как минимум 80% того, что ему расскажет гид. Но эмоциональное "послевкусие" останется с ним и под него будут "подтягиваться" воспоминания об информационной части. И полагаю, именно оно определит желание или нежелание вновь пойти на экскурсию вообще и к этому гиду в частности.
Мне кажется, эмоциональное впечатление может опираться любой из трех перечисленных выше принципов или на все три сразу. Это может быть увлеченность "сквозным" сюжетом экскурсии, восхищение красотой, эмоциональное переживание какой-то из частей рассказа или удивление от неизвестных раньше фактов. Не говоря уже просто про интерес. Добавлю, что важна эмоциональная включенность экскурсовода. По этой причине не представляю, как проводить экскурсию по теме, которая тебе неинтересна, не трогает тебя ((
5.Комфорт Гид - не чародей, он не может отменить дождь или сократить расстояние по маршруту. Но комфорт экскурсантов всегда должен быть в фокусе. Место встречи в теплом помещении или рядом с таким или хотя бы там, где есть навес от дождя, поиск тени, а если ее нет - сокращение стоянки на солнце, лавочки и туалет и прочие подобные мелочи. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы от экскурсии остались яркие впечатления, а не воспоминания о том, как ты замерз и мечтал, чтобы все скорее закончилось. Не всегда борьба за комфорт увенчивается успехом, случались у меня и эпик фейлы, но... см. начало: гид - не чародей.
Через три дня у меня
новая экскурсия - "От Варварки к Красной площади", очень трудная. Во-первых, новый жанр - с фотографированием. Во-вторых, замысел экскурсии - эмоционально-визуальный: красота и праздничная радость, идея совмещения экскурсии с фотосессией неслучайно родилась именно в "самом-самом" центре и именно в околоновогоднюю пору. Но... информационная часть связана с российской историей, в которой, мягко говоря, маловато радостного. А еще количество информации по маршруту зашкаливает. Нужно провести жесткий информационный отбор, не впасть в банальности и не упустить то, что нельзя не сказать. Сюжет есть, но достаточно ли будет его цементирующей силы, чтобы скрепить в целое такую непростую экскурсию? В пятницу узнаем...