Это удивительное место: ничего похожего нельзя увидеть в Москве и не факт, что в Подмосковье. Мы были здесь
шесть лет назад (за фактами и в целом более удачными фото отсылаю в тот пост) и приехали еще раз, чтобы посетить городок с экскурсией, предназначенной для жителей Твери.
Это очень противоречивое место, оно оставляет множество вопросов, на которые ответов нет. Часть их очевидна всем, кто видел Морозовский городок, часть акцентировал наш экскурсовод (Александр Крошкин, гид и сотрудник Тверской картинной галереи), часть - скорее эмоциональное послевкусие после посещения этого очень странного места.
Чтобы вы лучше меня поняли, расскажу, как мы добирались к месту встречи: получилось неожиданный и важный "пролог" к экскурсии. Жаль, не догадалась сделать хотя бы пару фото.
Итак, мы размышляем, как добираться от вокзала до места встречи, и Яндекс предлагает нам неожиданный вариант: проехать одну остановку на поезде в сторону от Москвы, а там недалеко пешком. Поезд идет три минуты и стоит 6 рублей(!!).
Раздолбанный поезд умудряется ехать не три минуты, а чуть ли не 10, за окном - впечатляющие промышленные задворки. Слезаем, находим тропинку в нужном направлении, блуждаем вместе с тропинкой среди зарослей, свалок и халуп. Переходим речку по чахлому мостику и постепенно выходим в цивилизацию на широкий проспект. Эта короткая прогулка воспринимается как символ того, что за сто с лишним лет после Морозовых изменилось меньше, чем нам кажется.
2.Фото речки Тьмаки сделано в другом месте, но оно самое похожее на то, что мы видели
Думаю, про первое противоречие вы уже поняли: великолепная архитектура в ужасающем, трущобном состоянии.
Второе - это контраст между тем, как много усилий вкладывалось в улучшение жизни и быта рабочих (я об этом подробно писала - см. ссылку выше, да и на местности видно: и ясли, и школа, и аптека и даже театр) - и тем, как убога и тяжела была эта жизнь. Какими бы белыми и пушистыми ни были Морозовы, они все равно оставались эксплуататорами, которые продавали рабочим в лавках гнилые продукты по повышенным ценам и устраивали 12-часовой рабочий день в режиме "6 часов работы - 6 часов отдыха" (и попробуй выспись!).
И отсюда еще противоречие - сколько стараний было положено на приобщение рабочих к культуре (даже театр устроили!) - и всё это ушло в песок... Рабочие бастовали точно так же, как и у других фабрикантов, которые не радели об их благополучии.
И пару слов про Ивана Морозова, который управлял мануфактурой в конце XIX - начале XX века. Именно при нем была построена бОльшая часть городка, по которой мы гуляли. Номинально он стал владельцем, будучи несовершеннолетним, пока он рос и получал образование, мануфактурой управляла его мать,
Варвара Морозова, . Именно она была инициатором большинства инициатив по помощи рабочим. Иван продолжил эту линию, насколько я поняла, он был любящим почтительным сыном, и противоречий с матерью в управлении мануфактурой не было. К управлению он приступил в 1895 году, когда ему было 24 года, несколько лет он и жил в Твери. Но мы знаем его в первую очередь как коллекционера: коллекция импрессионистов - гордость Эрмитажа и музея имени Пушкина - заслуга прежде всего его и Сергея Щукина. Так что любуясь полотнами Моне и Пикассо, вспомните рабочих из Морозовского городка, благодаря труду которых были получены деньги на их покупку...
В 1919 году Иван Морозов эмигрировал, умер через два года, не дожив до 50 лет...
Переходим к фотографиям.
2.Один из стендов на территории.
3.На месте нашей встречи висит информационный стенд. Морозовский городок - номер 2.
4.Здание для квалифицированного персонала. Здесь были расположены отдельные квартиры с уровнем удобств, приближенным к доходным домам начала XX века, то есть, неплохим.
5. Дом заселен и сейчас
6.Вид со двора
7.Снаружи дом в приличном состоянии. Изнутри... не знаешь чему дивиться - сохранившейся лестнице или состоянию подъезда
8.Во дворе этого дома сохранились старые подсобные постройки
9.
10. В сараях сохранились старые двери
11.Здание мануфактуры, ныне - бизнес-центр
12.С обратной стороны здания мануфактуры - большой красивый сквер.
13.Вокруг сквера расположены административные здания мануфактуры: управление, лавка, школа и др.
14.Здесь же поблизости - здание бывшего театра
15.А дальше мы отправляемся бродить среди зданий, предназначавшихся для жилья рабочих - так называемых казарм, на современном языке - общежитий. Это прекрасная архитектура, свидетельство заботы о работниках - обсерватория (!!) на фото.
16.За 6 лет, что мы здесь не были, все казармы расселили, кроме казармы Париж, о которой дальше: она была в более приличном состоянии. Так что сейчас перед нами по сути заброшки ((, чья участь пока не вполне понятна. То есть, существует энное количество прекрасных планов реконструкции и ревитализации, но вот сбудутся ли они...
17.
18.
19.Если не ошибаюсь (могу спутать) - прекрасная дева в заброшенном подъезде - образец стрит-арта
20.И вот она - казарма "Париж" (1913). Это не только самый красивый дом комплекса - он в относительно приличном состоянии не только снаружи, но и внутри: здесь еще при советской власти провели реконструкцию и превратили "казарму" в квартиры. Расселять жителей здесь не планируется
21.
22.
23.Обычно проводят параллели с французской архитектурой, но наш гид видит общность с Англией
24.На "Париж" мы любуемся с железнодорожной лестницы. Здесь же видно, как раньше железнодорожная ветка заходила на территорию мануфактуры. Здесь завершилась наша экскурсия.
25.Остаток времени в Твери мы провели довольно бестолково. Набережная Волги
26.
27.
Повторю то, что писала не раз: в Тверь стоит приехать даже только ради Морозовского городка. Но на самом деле здесь много интересного, и в последние годы город очевидно похорошел и стал интересней для туристов.