Стрит-арт мирового уровня хорош тем, что в нем каждый видит свое - совершенно необязательно то, что вложил в них автор. Более того, по прошествии нескольких лет в них видишь совсем не то, что раньше.
Об этом я размышляла на
экскурсии Ольги Комиссаровой "Городское рукоприкладство", в ходе которой мои мысли не раз выходили за пределы контекста экскурсии. Поэтому показывать я буду сюжеты экскурсии, а рассказывать скорее о собственных мыслях. Всего этого получилось много: то ли на два, то ли на три поста. Сегодняшний будет посвящен стрит-арту в его разных ипостасях.
Начинаем мы с оформления торгового центра "Атриум", но чтобы понять, чем стал Атриум для Москвы, придется начать издалека - даже не с 2018-19 года, когда создавались эти граффити (точнее было бы назвать их муралами - настенной живописью, но по старой памяти я все же буду писать "граффити").
Расцвет граффити, причем сразу мирового уровня, начался в Москве в 2013-14 годах, однако вскоре сошел на нет, и к 2018 году большие формы стрит-арта были представлены унылыми патриотическими и рекламными работами (рекламу вскоре запретят). И вдруг - яркий проект на Садовом кольце. Снова в Москве работают мастера мирового уровня (во всем проекте был задействован единственный российский мастер стрит-арта). И вот в году 2024 на Садовом кольце можно увидеть работы американцев, испанцев и прочих представителей недружественных стран... При этом несогласованные граффити в центре Москвы давно закрашены - не потому что "неправильные", а просто потому что
не согласованы по правилам, введенным в 2019 году, независимо от их художественной ценности. Но Атриум, наверное, не поленились согласовать...
Я снимала Атриум дважды в 2018 году (
раз,
два), но как оказалось, очень многое было нарисовано позже.
И вот я с изумлением смотрю на то, что на первом фото и вижу... ну совсем не то, что можно было видеть в 2018 году. И думаю о том, что наврное надписи "Звезда" (ассоциации у меня отнюдь не с кинозвездой, как было задумано) и "продолжать бороться" приписаны недавно. Но сравнение со старым постом показывает: нет всё было
2.Эту стену рисовали американцы и посвящена она космосу.
Update. Спасибо
serge_elephant, который прислал всех авторов работ. У меня терпения не хватило (( Вставляю из его комментариев курсивом.
Фото 1. Drew Merritt (США), Tristan Eaton (США) (при помощи Rage Johnson (США), Rabi (США). На этом фото - первые две.
3.А это испанцы, если я не ошибаюсь.
Okuda (Испания) + справа - Felipe Pantone (Испания)
4.Автор известен и своим творчеством в церкви
5.Переходим на сторону, выходящую на Садовое кольцо
Pichi & Avo (Испания)
6.Творчество, свидетельствующее о том, что автор тяготеет к коммунистическим идеям. Цитата - из Бертольда Брехта
Shepard Fairey (OBEY) (США)
7.Каюсь, эта чудесная девушка кажется мне более живой и интересной, чем арт-объект
8.Арт-объект призывает нас держать слово
Faust (США)
9.Мы проходим через торговый центр и выходим снова к стене, обращенной к вокзалу
MonkeyBird Crew (Франция)
10.
11.Еще раз каюсь, я могла бы найти фамилии авторов (часть из них есть в постах 2018 года), но мне... неинтересно. А ведь я вроде бы интересуюсь стрит-артом...
WK (США/Франция), Faith47 (ЮАР/США), Inti (Чили)
12.Слева - намек на тетрис, который, как известно, придумал российский программист
Bond Truluv (Германия), WK (США/Франция)
13.А дальше мы идем задворками Курского вокзала. Мое внимание привлекает арт-объект, который не был предусмотрен экскурсией. А что: живо, креативно и привлекает внимание. Мне почему-то кажется, что он больше гармонирует с окружающей действительностью.
14.Тоже своего рода арт-объект..
15.А эта стена - для современных граффити. Желающие нарисовать здесь, должны подать эскизы на конкурс, комиссия с участием Главного архитектора Москвы проводит отбор, и победители получают место на стене на несколько месяцев. Потом их работы замазывают, а на стене появляется следующая серия утвержденных граффити. (Дальше вырезано самоцензурой)
16.ImanOne
17.И опять люди мне кажутся интересней арт-объектов
18.Kibeda
А мы идем дальше. Наша экскурсия продолжается...