Хочу предложить вам текст, подготовленный как экскурсия по Театральной площади, точнее, та ее часть, где речь идет о градостроительных планах Москвы и о том, как они меняли облик площади и города в целом, начиная с XVI века и до сегодняшнего дня. Это очень интересная, хотя и не самая простая тема, надеюсь, она будет интересна и вам.
Эту экскурсию я проводить не планирую, она готовилась для аттестации: она коротковата и очень статична - вся проходит на небольшом пятачке. Однако материал, мне кажется, заслуживает обнародования, и я его представляю вам в виде "рыбы", то есть, недообработанной заготовки текста, в основном, скопированной из книг и с сайтов, без указания первоисточника. Однако, чтобы "рыба" все же была читаемой, я провела немаленькую работу по стилистической правке, убиранию повторов, написанию связок, подбору старых фото и съемкам новых. Так что это все-таки не совсем "рыба", но нечто, к ней близкое.
Данный пост - повторение в рамках марафона #летниедни
задания "рыба", выполненного четыре года назад.
Как известно, Москва имеет радиально-кольцевую планировку. Начиналась она с Кремля (к нашему рассказу он отношения иметь не будет) и Китай-города, огражденных каменными стенами. Стена Китай-города появилась в 1535-38гг. и была снесена в 1934г. На месте нынешней Театральной площади текла река Неглинная, которая делала поворот (вытекая с нынешней Неглинной улицы) и разливалась, создавая заболоченную местность. Поэтому до XIX века существенная часть нынешней Театральной площади была не очень пригодна для обитания, это был низкий и заболоченный участок, вода при разливе доходила до Большой Дмитровки. А улица Петровка, спускаясь от Высокопетровского монастыря, повторяла изгиб Неглинной и выходила на Охотный ряд, вокруг нее были торговые ряды, а ещё повыше - дома знатных горожан.
2.Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель 1800-х годов. Хорошо видна река Неглинная и Угловая Арсенальная башня кремля (справа). Пушечный двор находился в районе современной Лубянской площади и Пушечной улицы, снесен в 1802-1803гг.
В России XVIII века постройка больших городов была делом государства. В 1762 году была создана Комиссия для устройства Петербурга и Москвы. Она должна была "сочинить" план Москвы, "которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла". Непосредственной причиной для переустройства Москвы был страшный пожар 1752г.
К лету 1775 года был создан и утвержден "План Москвы, прожектированный по городу и предместьям". Авторы плана предлагали существенные изменения в планировке центральной части Москвы. Умело была сохранена исторически сложившаяся ситуация, использовались ее лучшие черты. Прежде всего развивались кольцевые направления улиц, которые должны были сочетаться с радиальными, оставлявшимися без особых изменений.
Расчищалось от мелких и ветхих построек пространство у западных стен Кремля и Китай-города вдоль Неглинки. Последняя превращалась в парадную общественную зону, составленную из целой системы площадей, магистралей, регулярных кварталов, крупных сооружений. Предлагалось образовать в этой части Москвы пять площадей - на пересечении полукольца эспланады и главных радиальных улиц.
Так появилась Петровская площадь, названная по улице Петровка, которая на нее выходила. Через год после образования площади начали на ней строительство Петровского театра. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело.
Однако до 1812 года этот план был реализован в небольшой степени.
После войны 1812 года наступает время восстановления Москвы, и главную роль в нем сыграл прекрасный московский архитектор
Осип Бове, он же Джузеппе Бова (1784-1934)
"Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Петербурга" ((с)Википедия)
Для восстановления сожжённой Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города. Фактически он выполнял функции главного архитектора города. Бове сумел обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи. Согласно этому плану, строить в центре, внутри Садового кольца, деревянные дома запрещалось. Вокруг Кремля создавалась система площадей, а реконструированная Красная площадь становилась главной площадью города.
Согласно разработанным планам, в 1817-1819 годах реку Неглинную убрали в трубу, в 1816-1823 годах срыли земляные укрепления вокруг стены Китай-города, землю использовали на выравнивание будущей Петровской площади и проезда в сторону Лубянской площади (в некоторых местах уровень подняли на 4 метра).
По замыслу Бове, театр на Петровской площади должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, вскоре переименованной в Театральную.
Первоначально площадь была асимметричной, но строгую прямоугольную форму ей придал сам Александр I. Большой удачей проектировщиков была ориентировка площади на старинные сооружения Китай-города, создающая пространственное единение ее с историческим центром Москвы.
3.
Неизменным дошёл до нас объём площади, только сейчас она сильно разделена Театральным проездом. Не только Большой театр, но и всю площадь в целом, следует относить к творчеству Осипа Бове. Осип Бове создавал её как площадь для парадов, потому что в Москве такой площади не было, Красная площадь была торговой. Посмотрите, пожалуйста, ещё на одну картину. «Плац-Парад», так называлось тогда место для парадов или «плацдарм». Этот Плац-Парад был помещен в оформление четырёх домов близнецов, которые как бы отражались друг в друге, а доминантой площади служил Большой Петровский театр.
4.Дешалыт Е. И. Макет декорации. 1900-е. Вид по состоянию на середину ХIХ столетия.
По проекту Бове площадь должна была стать прямоугольной, с северной стороны - ее доминанта, здание все еще Петровского, но уже Большого театра (так как здание было намного больше предыдущего), напротив него сквер, а по восточной и западной сторонам должны располагаться четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Идея такой зеркальности уникальна, нигде в мире не было площади с подобной архитектурой.
Согласно плану, началась продажа земельных участков под дома вокруг будущей площади. Дома эти строились на средства частных лиц, но только по утверждённым проектам. «Нужно, чтобы все домы на площади были одной фасады и наблюсти только, чтобы оне имели все одну вышину и внизу галереи с лавками (позднее от них отказались. - Авт.), фасады же предоставить им выбрать из числа утвержденных». Площадь к тому времени уже осушили, строился театр, планировался плац-парад, место становилось ещё более привлекательным и элитным, и права на строительство этих домов быстро раскупили. Строились они все примерно в одно время 1821-1825 годы. Самым последним был построен дом на месте, где сейчас находится отель Метрополь, потому что москвичи всё-таки не доверяли болотистому месту.
Сейчас перед вами уже изменённая за 200 лет площадь, но что-то дошло до нас в неизменном виде.
Во-первых, это, конечно, Большой театр, хоть он и горел в очередной раз в середине 19 века и был восстановлен уже другим архитектором, но фасад здания почти не был изменён. Поэтому Большой театр с полным правом относят к авторству Осипа Бове.
Также здание Малого театра, построенное в 1824 году по проекту О. Бове на деньги купца Варгина, практически полностью сохранило элементы этих зданий.
5.
Напротив здания Малого театра можно видеть сильно перестроенный дом Полторацкого, на месте будущей гостиницы "Москва" - здание, принадлежавшее Сенатской типографии. Замыкал ансамбль дом Челышева - гостиница и бани, построенные только к 1840 году, на их месте сейчас находится
отель Метрополь.
Еще один элемент площади, сохранившийся с тех пор - бывший Петровский водоразборный фонтан, сейчас его называют
фонтаном Витали, по имени его создателя Джованни (Ивана) Витали. Четыре таких фонтана, созданных Витали по инициативе Осипа Бове в 1835 году, были важнейшей частью системы московского водоснабжения. Только один из них сохранился на прежнем месте.
6.Фонтан Витали, на заднем плане - реконструированный в конце XX века фрагмент Китайгородской стены и строения Китай-города
БОльшая часть площади была недоступна публике до 1911 года: здесь был плац, огороженный канатами на столбиках. На плацу проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи. Площадь постоянно становилась местом прохождения главных праздников. В 1909 году городская дума договорилась о передаче плац-парада городу при условии уступить место военным по первому их требованию. В 1911 году здесь разбили сквер.
И мы переносимся в XX век, когда возникли планы переустройства столицы, соответствующие новому времени.
Согласно Генеральному плану развития Москвы 1935 года, главной осью Москвы должна была стать «аллея Ильича», или «проспект Ленина». «Аллея Ильича» должна была быть очень широким даже для Москвы проспектом, на юге огибающим Дворец Советов и уходящим далеко на юго-запад, а на севере доходящим до Измайлово. В центральной части она соответствовала нынешнему Театральному проезду, Театральной площади и Охотному ряду. При этом общие проект еще не был принят, а уже проектировались и строились здания. Большинство глобальных изменений Генплана 1935 года не были воплощены в жизнь, поэтому об их грандиозности можно судить как раз по данному участку.
7.Это время и место отображены Юрием Пименовым в 1937 году на картине «Новая Москва».
На нем хорошо видны здания Совета труда и обороны Аркадия Лангмана (сейчас это Госдума) справа и первая очередь гостиницы Москва слева (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев), а также вестибюль станции метро Охотный ряд (все это построено и открылось в 1935 году).
Картина очень вдохновенная. Вот как ее описывают:
Раннее утро после дождя, весна, начало новой жизни. Замечательная картина! Радостная. Столько жизни и свежести, ясности, счастливого ощущения сегодняшнего дня. Независимая, молодая женщина сама управляет автомобилем.Такое ослепительное, счастливое предвкушение будущего!
Весь центр Москвы в это время - это грандиозная стройка.
В 35 году был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. И этот план уже реально воплощался. Улицы раздвигались, дома переносились, сносились старые, двухэтажные постройки Охотного ряда.
8.Охотный ряд, примерно 1907-1910. На месте церкви Параскевы Пятницы сейчас находится здание Госдумы
Мы видим на этой картине уже новые здания
Все (почти все) фигурки на картине (и мы, сидящие в авто на заднем сидении) едут и идут В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ. Оно там , за левым углом! - оно уже близко!
Что ж, давайте посмотрим, что стало с площадью "в светлом будущем", которое - наше настоящее.
9.Кадр максимально приближенный к ракурсу Пименова, насколько это можно без выхода на проезжую часть.
С первого взгляда кажется, что не так уж много изменилось. Однако это не совсем так. Гостиница Континенталь, которая видна слева на картине Пименова, была снесена в 70-е годы для строительства второй очереди гостиницы Москва. А в 2004 году была снесена гостиница Москва, на ее месте построен отель 4 seasons "с сохранением схожего архитектурного облика", правда почти вдвое больше по площади
10.
Два других важных изменения на площади не отражены на картине Пименова, но их стоит упомянуть.
11.В 1961 году был поставлен памятник Карлу Марксу (Лев Кербель)
12.В 2002 году открылось новое здание Большого театра (на фото слева). Кстати, с его ступенек сделан первый кадр: это отличная смотровая площадка
И еще в нашем рассказе осталось не упомянутым здание ЦУМа (бывший торговый дом Мюр и Мерилиз, 1908, Р.Клейн), но оно сейчас на реставрации, поэтому фотографий не будет.
Выводов не будет тоже. Пусть каждый сделает их сам.