Предмет моего рассказа - особенности создания мавзолея в его трех вариантах и вклад мавзолея в образ Красной площади. Эти сюжеты вроде бы хорошо известны, но в них все еще немало загадок. К примеру, почему для создания Мавзолея был выбран Алексей Щусев и действительно ли он является автором всех трех проектов: есть не меньше двух других претендентов на авторство.
Впрочем, важнее не детали, а результат: мавзолей мог угробить создававшийся веками облик Красной площади, однако вписался в нее так, что нашу главную площадь невозможно представить без него. Именно об этом я буду рассказывать, оставив в стороне сюжеты о том, кто и зачем решил создать мавзолей, а также дискуссию, нужно ли выносить Ленина из мавзолея.
Итак, основной создатель всех трех версий мавзолея - архитектор Алексей Щусев.
Первый мавзолей (1924).
Ленин умер вечером 21 января. В ночь с 22 на 23 января Щусева вызвали в Колонный зал Дома Союзов, где члены правительства дали ему задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея. Он должен был быть величественным, но лаконичным и вписываться в архитектуру Кремлёвской площади.
Когда Ленин скончался, и его тело лежало еще в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около 12 часов ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. Сидящие здесь, некоторые меня знали, некоторые не знали. И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем. Мне сказали, что проект нужно сделать в одну ночь... Мне сказали: мы вам дадим инструмент, поезжайте и работайте. Я пригласил к себе покойного Л.А. Веснина. Была зима, земля была мерзлая, попробовали произвести взрывные работы. И вот я начал проектировать. Даю такой зал, где стоит гроб. Вы обходите его и выходите в другую дверь. Для венков нужно было сделать арки. Я все сделал.
Почему Щусев? Внятного ответа на этот вопрос нет, известных архитекторов, сотрудничавших с советской властью, на тот момент было немало. Автор биографии архитектора в серии ЖЗЛ А.Васькин считает, что свою роль сыграли два фактора. Первый - репутация Щусева как опытного организатора, который умеет договариваться с заказчиками. И второе - опыт создания надгробия Столыпина. За неимением других версий, будем довольствоваться этой.
К четырем часам утра (!!) эскиз был готов, правительственная комиссия его утвердила, Щусев проставил размеры и началась работа по возведению деревянного мавзолея у Сенатской башни Кремля. Она была выполнена на три дня. Работы шли днем и ночью, в жестокий мороз до минус тридцати, землю и остатки древних сооружений целые сутки взрывали динамитом. Строители ушли с Красной площади 27 января, когда на нее вступали войска, участвовавшие в похоронах.
Первый мавзолей представлял собой темно-серый дощатый куб с небольшой ступенчатой пирамидой, поставленный над глубокой ямой; рядом стояли две будки, где находились вход и выход для посетителей. Правая лестница спускалась на три метра вниз и вела в Траурный зал
2.
По словам Щусева, он выбрал в качестве основной формы мавзолея куб, являющийся, по его выражению, «символом вечности». Исследователи позднее проводили параллели с зиккуратами - святилищами древнего Междуречья
3.
Еще в 20-е годы находили аналогию с гробницей персидского царя Кира.
4.
Так или иначе, первый мавзолей был временной конструкцией, и уже через несколько месяцев Щусев получил заказ на строительство постоянного мавзолея, тоже деревянного.
Второй мавзолей (1924)
Вновь предоставим слово Щусеву
Настала весна. Меня опять вызвали и сказали, что много народу ходит смотреть на Ленина, и мы хотим сделать постоянный мавзолей... Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная (есть версия, что речь идет про Пергамский алтарь). И вот, я сделал так. Некоторые говорили, что это не годится, а кое-кто соглашался со мной... Я обиделся, жаловался правительству, что мне мешают работать и просил, чтобы перестали писать обо мне в газетах. Сделал я деревянное сооружение. Объявили конкурс. Представили проекты. Я их не видел.
Действительно образ сравнительно небольшого мавзолея рождался не сразу. У Щусева были разные варианты
5.
А вот что получилось (картина И.Бродского).
Прошло еще пять лет, и стало понятно, что мавзолей нужно делать как постоянное сооружение, в камне.
Третий мавзолей (1930)
Когда было принято решение выполнить каменный мавзолей, был объявлен международный конкурс
7.
8.
Рассмотрев проекты, комиссия решила сохранить в целом облик деревянного мавзолея и вновь поручить проектирование Щусеву. По его словам:
Прошло пять лет, и мне говорят, что мой мавзолей стал известен всему миру. И предлагают сделать его в граните, и что этот мавзолей должен быть трибуной, где стоят вожди и встречают демонстрации...Такова идея моего мышления. Жизнь эту идею оправдала. И она дает как бы правильный образ, может быть, кто-нибудь мог предложить и другую идею, но я так решил, что это образ простой, массивный и живой.
Позднее архитектор писал:
«Подъем, который я испытал на этой работе, является самым сильным творческим переживанием за мою жизнь».
Щусев тоже искал форму.
9.
Получившийся вариант каменного мавзолея с первого взгляда кажется походим на деревянный, однако изменения существенны. Щусев сохранил ступенчатую композицию, но увеличил размеры, добавил портик и трибуны. Сохранив общую форму второго Мавзолея, архитектор изменил пропорции его ярусов и отказался от декорирования внешних стен пилястрами и панелями. Специалисты считают, что если второй мавзолей тяготеет к традициям классики, то третий - скорее авангарда или модернизма.
Конструкция мавзолея представляет собой железобетонный каркас с кирпичным заполнением, облицованный гранитом и лабрадором. Самый крупный, весом около 60 т, монолит черного лабрадора с инкрустированной порфиром надписью «Ленин» находится над входом.
Специалист по истории архитектуры С.Хан-Магомедов считает, что мавзолей - одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений архитектуры, облик которого создан под влиянием эстетики архитектурного авангарда.
Но возможно, даже важнее, чем сам мавзолей, его место в облике Красной площади. И здесь, похоже, решение, найденное Щусевым, безукоризненно.
При строительстве каменного мавзолея произвели работы, в результате которых мавзолей стал самой высокой точкой на ней: его приподняли на 1 м. При этом сам он небольшой относительно других сооружений на площади.
По словам специалистов, мавзолей - пример малой формы огромного монументального масштаба. Это небольшое здание держит пространство Красной площади, держит его поперечную ось. В таком качестве оно и знаменито для тех, кто понимает в языке и искусстве архитектуры (Историк архитектуры Алексей Клименко). Мавзолей не претендует на лидерство в ансамбле Красной площади, но подчеркивает центр ансамбля, встраиваясь в вертикальную ось: Мавзолей - Сенатская башня Кремля, здание Сената в Кремле. Кажется, будто эти три сооружения специально строились в согласовании друг с другом, хотя между их постройкой прошли века.
10.
А еще мавзолей находится напротив центрального входа в здания ГУМа, создавая тем самым поперечную ось Красной площади
11.
Такое удивительное здание...
Скажу лишь, что не могу оценивать правомерность претензий на авторство сотрудников Щусева - Исидора Француза и Никифора Тамонькина, которые приписывали себе основную заслугу в создании мавзолея. Безусловно, какая-то фактура за этим стоит, однако преемственность всех трех мавзолеев и та скорость, с которой был создан первый проект, думаю, позволяет считать это выдающееся сооружение детищем Алексея Щусева.
Спасибо!
P.S.Этот пост - результат работы над экскурсией по Красной площади. Работа завершена, было трудно, но очень интересно. Дальнейшая судьба экскурсии пока непонятна, но думаю, что еще пару постов по ней сделаю.