Арбат - это невероятная плотность "культурного слоя" - имен, событий, знаковых мест на небольшом пространстве. Вот и небольшая площадь рядом с Арбатом - примерно 150 на 50 метров - оказалась связана прямо или косвенно с целым сонмом имен: Пушкин, Поленов, Булгаков, архитектор Львов, американские послы и советские маршалы. Возможно, она станет фрагментом экскурсии, а может быть, и нет. Поэтому сегодня хочу ее рассказать. Фотографии частично мои, частично - с просторов интернета
Итак, все началось больше 300 лет назад, когда вокруг Арбата располагались стрелецкие (и не только стрелецкие) слободы. Благодаря особенностям почвы, местность слева от Арбата (если стоять лицом к центру) получила название Пески.
У слобод были свои церкви, деревянные сменялись каменными - и в 1711 году появилась церковь Спаса Преображения на Песках - маленькая, изящная, больше похожа на церкви, которые строили в ушедшем, XVII столетии - с шатровой колоколенкой, красивыми наличниками и кокошниками. Чуть ли не единственная рядом с Арбатом церковь, сохранившаяся до наших дней. На самом Арбате - увы...
2.
А местность вокруг церкви получила название Спасопесковская площадка. Площадка - маленькая площадь, возникшая не на пересечении улиц, а в глубине переулков. Вокруг Арбата таких площадок было несколько, но уцелела только эта.
3.Дальше мы переносимся на век, в 1820 год, в послепожарную Москву были построены два дома для некой жены поручика Щепочкиной. В доме поменьше она по-видимому жила сама, и интересен он по двум причинам. Первая - ворота: они гораздо старше дома и по-видимому, ровесники церкви.
А вторая причина - в том, что дом практически не перестраивался - огромная редкость. И по его облику мы можем представить, как выглядели ампирные дворянские особнячки в послепожарной Москве. Хорошо смотрелись, правда?
Правда домик, к сожалению, не подлинный. Он безнадежно обветшал и был снесен в 1994г., но уже в 2000-м году восстановлен
4.Поблизости расположен более масштабный дом , предназначавшийся для сдачи внаем. Он перестраивался в конце XIX века. Этот дом интересен прежде всего своим владельцем второй половины XIX века. Н.А.Львов - внук великого архитектора и удивительного человека,
Николая Львова. А еще он был почитателем Пушкина, и в 1871г. на свои деньги обустроил сквер напротив своего дома и назвал его "Общественный Пушкинский сад".
5.Название не очень привилось, и сквер называли просто "кружок". Но уже в наше время, в 1993г. появился памятник
6.
Прошло совсем немного времени, меньше 10-ти лет после создания сквера, когда в 1877году доме в дальнем от Арбата конце площадки, в районе нынешней Композиторской улицы снял квартиру художник Поленов. Окрестности своего жилья он изобразил в своей наверное самой известной картине "Московский дворик".
Когда смотришь на эту пастраль с травкой, курами, заборами, сараями, то в голове плохо укладывается, что это центр, что в пяти минутах - аристократический Арбат: церковь на заднем плане находится на Арбате, в районе пересечения с Плотниковым переулком (церковь Николы Чудотворца в Плотниках). На ее месте сейчас стоит дом 45 по Арбату.
А еще по этой трудно представить, что где-то рядом с церковью находится обустроенный сквер. Я даже думала, что может быть, дата создания сквера неточна, но она встречается в разных источниках.
6а.
7. Есть разные варианты места, где находился дворик, Википедия утверждает, сейчас там находится угловой дом на пересечении Трубниковского переулка и Композиторской улицы. Во всяком случае вот вид от здания, находящегося на другой стороне переулка. Похоже, правда?
8. Самое время поговорить об этом самом доме, известном, как особняк Второва - по имени первого владельца и как Спасо-хаус - по адресу в Спасопесковском переулке.
Роскошный особняк в неоклассическом стиле был построен в 1915 г. для предпринимателя Николая Второва, одного из самых богатых людей России на то время. А в 1933 году, когда были установлены дипломатические отношения между СССР и США, его выбрал для своей резиденции американский посол Уильям Буллит.
Буллит был весьма эксцентричным человеком, любителем роскоши и развлечений. Самым его известным мероприятием стал «Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года - официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. На него были приглашены около пятисот человек - «все, кто имел значение в Москве, кроме Сталина». Среди приглашенных были нарком иностранных дел Максим Литвинов, нарком обороны Климент Ворошилов, Лазарь Каганович, Николай Бухарин, и три маршала Советского Союза - Александр Егоров, Михаил Тухачевский и Семен Буденный.
Для приема в Московском зоопарке удалось раздобыть несколько горных коз , белых петухов и медвежонка, а также золотых фазанов, длиннохвостых попугаев и маленьких птичек ткачиков. За цветами послали курьера в Хельсинки, откуда тот привез тысячу тюльпанов К услугам гостей были фонтаны из шампанского и вина.
Публицист Карл Радек решил приобщить к всеобщему веселью медвежонка, который забрался к нему на спину с бутылкой молока. Он нацепил соску на бутылку с шампанским и вручил зверю. Медведь успел сделать несколько глотков прежде чем обнаружил свою ошибку и швырнул бутылку на пол. Утешить детеныша взялся маршал Егоров. Пока он качал медвежонка, того обильно вырвало на его увешанный орденами мундир.
В описаниях есть масса интересных подробностей, которые несложно найти в интернете. Для нас существенно, что одним из приглашенных был Михаил Булгаков, хорошо знакомый с Буллитом.
По данным Е.С.Булгаковой, М.Булгаков и Буллит познакомились в 1934 году, во МХАТе на спектакле „Дни Турбиных". Подойдя к драматургу, Буллит сказал, что „смотрит пьесу в пятый раз, всячески хвалил ее." Судя по записям Е. С. Булгаковой, они с мужем не раз бывали на официальных и домашних приемах в посольстве. Булгаковы и Буллит с его свитой общались между собой достаточно часто, Буллит даже был в гостях у писателя.
Михаил Булгаков увековечил весенний прием в романе «Мастер и Маргарита» как «весенний бал полнолуния». Нужно понимать, что для многих его гостей это торжество оказалось последним - большинство из них были арестованы или убиты в последующие несколько лет. В то время, когда Михаил Булгаков переписывал сцену бала, он был, вероятно, одним из немногих уцелевших участников того приема...
Многие исследователи творчества писателя утверждают, что американский посол мог послужить прототипом Воланда ключевого героя "Мастера и Маргариты".
Далеко завела нас история Спасопесковской площадки...
P.S.Не знаю, буду ли я водить экскурсию по Арбату, но на экскурсию по Таганке вы можете попасть
завтра в 12 часов.