А вы знали, что самый первый, легендарный спектакль легендарной Таганки до сих пор можно посмотреть в нынешнем театре на Таганке, в первой "Любимовской" постановке? Я не знала, но увидела в афише и невзирая на сомнения, решила пойти. Думаю, причину моих сомнений вы понимаете: нынешний театр на Таганка имеет весьма отдаленное отношение к "той самой" Таганке. Да и то, что казалось новаторским и поражало 59 лет назад, сейчас давно растиражировано.
Сразу скажу главное: спектакль состоялся, он волнует и трогает. Тем более, что пьеса сейчас актуальней, чем тогда, возможно, актуальней, чем когда-либо на моем веку. Был прекрасный вечер с сильными чувствами - именно теми, которых нам сейчас так не хватает.
Рассказываю больше про пьесу (стараюсь без спойлеров), немного про спектакль, плюс две аудиозаписи старого спектакля с Высоцким. И чуть-чуть про Москву после спектакля.
И немного фото - скорее по традиции.
Честно говоря, я стала интересоваться репертуаром современной Таганки, потому что захотела посмотреть изнутри новое здание, которое очень интересно снаружи. Правда в итоге заинтересовалась спектаклем и взяла билет в старое здание, легкомысленно понадеявшись, что раз два театра на Таганке объединились, то и в оба здания можно будет попасть. Увы, надежды не оправдались, придется идти еще раз на н
новую сцену, где спектаклей меньше, а билеты дороже.
Особых надежд на по-настоящему интересный спектакль не было. Тем более, что за 10 дней билетов было полно, и я купила места третий ряд партера за весьма умеренную сумму. Но в конце концов ходим же мы в музей, чтобы смотреть муляжи и чучела...
В первом действии мешало собственное представление о "вторичности" спектакля: и артисты не те, и все новации, которые в 1964 году взорвали театральную (и не только театральную) Москву, давно известны и устарели... Но спасала пьеса, о которой я ничего не знала и о которой скажу пару слов.
Успех пьесы связан, как ни странно, с архаичным переводом ее названия. В современном переводе пьеса называется "Добрый человек из Сычуани", и сразу становится ясно: дело было в Китае. А когда действие происходит в Сезуане - городе, которого нет, имена героев восточные, внешность и одежда - европейские, деньги - доллары, а боги - непонятно какие - вот тогда и получается притча вне времени и пространства, которую можно примерить к разным обстоятельствам.
Бертольд Брехт, немец, написал пьесу в эмиграции, в 1941 году. Думаю, контекст понятен. А вещь в общем, о том, как низка человеческая природа, как все продают и предают, и как совершенно невозможно в этом мире жить честно и быть добрым людям. И вообще жить невозможно, потому что мир жесток и несправедлив.
Вот только к концу спектакля парадоксальным образом получается, что жить невозможно, но... все равно нужно. И что хотя надежды нет, она тем не менее, есть...
Честно говоря, не представляю, как такая жесткая пьеса смотрелась в 60-е, когда определенное материальное благополучие уже было (по крайней мере у московской интеллигенции), а вера в людей и надежда на лучшее будущее еще были. Но вот сейчас - в самый раз.
Несколько фото, а потом немного расскажу про впечатления от спектакля
2.Старая афиша
3.И другие старые афиши
4.Перед началом. Кстати, редкий случай, снимать разрешается (без вспышки), об этом специально объявляют. Но я предпочла спокойно смотреть.
В первом акте мне очень мешала та самая "вторичность", о которой я писала. Но пьеса увлекала.
И в момент, когда звучала эта песня, я вдруг мысленно "увидела и услышала", как это делал Высоцкий. И это было сильно. Кстати, роль эта, мне кажется, очень Высоцкому подходила, хотя первым исполнителем был Николай Губенко, которого в ней представить не могу).
Click to view
О вторичности я зыбыла и полностью включилась в действие, наверное после этой песни (в ролике предположительно голоса Высоцкого, Золотухина и Смехова, плюс фото спектакля "той самой" Таганки)
Click to view
5.Аплодисменты в конце были искренникми - не только наши, но и зала, который оказался полон (по крайней мере, партер). Актерский ансамбль в целом хорош, но почти все роли по сути - не роли, а шаржированные маски. Исключение - пожалуй, три персонажа.
6.В центре исполнители главных ролей - Денис Муляр и Мария Матвеева. Главная роль в спектакле - женская, но в двух ипостасях "женской" и "мужской". Актриса была для меня убедительна в мужской ипостаси и в меньшей степени - в женской.
7.Хотя формально главная мужская роль (ту, что играл Высоцкий) не эта, именно Водонос оказался в каком-то смысле эмоциональным стержнем спектакля. Филипп Котов понравился безоговорочно.
8.И еще очень важны два бессловесных музыканта
А потом мы вышли на улицу, где наконец спала жара (см. верхнее фото). Я кажется, много лет не видела Москву такой прекрасной, вдохновенной, открытой радости и летнему вечеру.
Спасибо за этот вечер обеим Таганкам - той, легендарной, и нынешней. Приду еще!