Учебные экскурсии "цепляют" сильнее, чем "настоящие". Не знаю, в чем природа этого феномена, но так получается, что "обычные" экскурсии - о событиях, истории, сюжетах, а учебные - о памяти, о людях, о себе любимой. А может быть, просто совпадение? Не знаю.
Так или иначе, но после экскурсии с мудреным названием "По следам культуры два: центр Москвы сквозь призму культовой концепции" - сильное "послевкусие". Сама экскурсия - блестящая: очень красивая (ах, как хороша Тверская в вечерней подсветке), интересно задуманная, отлично выстроенная, артистически изложенная. А послевкусие - печальное и тяжелое...
Поэтому сначала "на пальцах" объясняю про культуру-два, потом показываю красивые картинки - и только после этого пытаюсь разобраться с собственными переживаниями.
Итак, упростив до предела, в контексте того времени, которое мы рассматриваем, культура один - послереволюционная (авангард, конструктивизм), культура-два - с 1932 по 1954 годы. Почему именно эти годы? 1932 - постановление, согласно которому следовало "объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем", а также "провести аналогичное изменение по линии других видов искусства". А 1954 - постановление о борьбе с излишествами в архитектуре.
Для более полного обзора рекомендую погуглить или ознакомиться с
первоисточником (хотя бы с его бесплатной частью) - исследованием Владимира Паперного, выполненным уже почти полвека назад и напечатанным впервые у нас лишь в постсоветской России.
А теперь давайте смотреть.
Собираемся "на фоне Пушкина" на закате. Наш сегодняшний гид Екатерина волнуется, но старается не очень показывать это.
2.Александр Сергеевич не относится ни к культуре-один, ни к культуре-два. Зато вокруг него - отличные образцы и того и другого. Весьма наглядно
3.Здание газеты "Известия" (1927-29) - образец культуры-один
4.Знаменитый "дом под юбкой", лишившийся скульптуры балерины в юбке (40-е годы) - культура-два
5.Никогда не обращала внимания, что этот дом такой длинный: он тянется на целый квартал, до здания мэрии
6.Богато декорированное здание напротив Телеграфа (1946-49). Колонны - в целых четыре яруса. Культура-два - это возвращение к классике, это обширный декор, это башни, башенки и прочие возвышения.
Кстати, Телеграф не относится ни к культуре-один, ни к культуре-два, поэтому мы на нем не останавливались.
7.А это дом номер 4 по Тверской (1937-40) , известный своими магазинами и кафе. А на декор никогда раньше не обращала внимания, даром, что видела этот дом несколько лет почти каждый день, ибо училась напротив. Высокая арка, за которой часто кроется переулок или даже небольшая улица - тоже признак культуры-два
8.Это фото ближе к временам моей молодости. В Космосе была не раз, как-то обходилось без очередей.
9.Экскурсия близится к концу, Екатерина немного успокоилась. Фото сделал кто-то из группы, мне оно очень нравится
10.Здание, построенное в 1934 году великим Жолтовским, называют последним гвоздем в крышку гроба конструктивизма
11.Сходство с итальянским палаццо продемонстрировано весьма наглядно
12.Заканчиваем экскурсию на Красной площади. Екатерина рассказывает про непостроенную восьмую высотку и как она должна была изменить всем знакомый вид. Готова была рассказать про метаморфозы мавзолея, но все замерзли и захотели в кафе.
13.Традиционное фото на память
Теперь про личное. Как старательный человек, я скачала книгу, которая легла в основу экскурсии, и начала ее читать. Сначала было интересно, успела прочесть около трети наверное. По мере продвижения становилось тяжелее, я тонула в номерах постановлений и архивных документах, перестраивавших все сферы жизни под жесткие рамки культуры-два. Нет-нет, никаких ужасов Сталинских репрессий, они были позже, да и книга не о них. В конце концов мне стало уже почти физически тошно читать про то, как упорно и безжалостно подгоняли жизнь под новые рамки.
Нечто похожее произошло и на экскурсии. Было много теплых воспоминаний: и про тех, кто водил меня в "Космос" и про парады на Красной площади и много чего еще. Это было легко и радостно, как и прогулка по красиво освещенной Москве. Но...
Но в какой-то момент я пресытилась до отвращения тяжелой роскошью, помпезными колоннами, навязчивой демонстрацией благополучия и изобилия... Полагаю, всё воспринималось столь остро из-за назойливых мыслей о том, что жизнь циклична и погружение нас в культуру-два происходит здесь и сейчас...
Все, что я могу противопоставить этой неумолимости - клип, действие которого происходит именно там, где проходила наша экскурсия. Он завершает фильм "Стиляги" о последних днях культуры-два в ее Сталинской инкарнации. Именно его вспомнила среди невеселых мыслей о культуре-два наших дней.
You can watch this video on www.livejournal.com