Александр Кузнецов - архитектор, которого нет в экскурсии

Mar 16, 2023 22:48



Александр Кузнецов - архитектор, про которого мне очень хотелось рассказать, однако в определенный момент пришлось его удалить из экскурсии "Дом, где жил архитектор". Сейчас, после первого прогона, полагаю, что экскурсии это пошло на пользу: она настолько плотная и насыщенная, что еще один рассказ в нее физически не умещается. Но осталась некоторая неудовлетворенность и почти готовый материал, которым хочу поделиться с читателями.
Расскажу о творчестве этого архитектора, который мне очень нравится (мне кажется, он известен меньше, чем заслуживает), о его судьбе - и конечно, покажу дом, который он построил (точнее, а данном случае - перестроил) для своей семьи.
Большинство фотографий - не мои, заимствованные.

Александр Васильевич Кузнецов (1874-1954) считается основателем промышленной архитектуры в России. Он соединял искусство архитектора с трезвым расчетом инженера, смело использовал новейшие достижения техники. В последний год уходящего XIX века он написал первую в России научную работу по теории железобетона. Он считал, что “важнейшая проблема современной архитектуры - синтез техники и искусства… Современная архитектура должна быть построена на самых высоких достижениях техники, но, как и все искусство, должна быть правдива и понятна”
Как архитектора, он был очень разносторонен, и хотя в основном занимался промышленной архитектурой, в его послужном списке - и церковь, и усадебные дома. Чтобы в полной мере познакомиться с его наследием, нужно ехать в Ногинск (бывший Богородск), где в самом городе и в его промышленном предместье Глухово он построил комплекс зданий, связанных с текстильной фабрикой, и не только. Так, на первом фото - женская гимназия.

2.А это - дача (или особняк, если хотите) Арсения Морозова, хозяина Глуховской мануфактуры (дальнего родственника своего тезки, владельца особняка на Воздвиженке, к которому Кузнецов отношения не имеет)


3.А первой его известной самостоятельной работой был Дом московского политехнического общества. Кто-то видит в нем английские мотивы, кто-то готику, в любом случае здание красивое, функциональное и необычное для Москвы.


4.Шедевром мастера называют здание мастерских Строгановского училища (сейчас это один из корпусов Архитектурного института).


5.И еще одну работу мастера упомяну. Он проектировал здание заводоуправления и некоторые корпуса первого автомобильного завода в России, АМО (автомобильное московское общество), известного нам как ЗИЛ. К проектированию он привлек студента Константина Мельникова, и это была фактически их совместная работа.
Рассказывают, что при проектировании одного из корпусов состоялся заочный спор между Кузнецовым и Мельниковым. Студент Мельников нарисовал простой фасад, Кузнецов пририсовал к чертежу дополнительные детали, украшающие фасад и делающие его более привычным. Мельников стер дополнения, Кузнецов снова их нарисовал, Мельников снова стер, на этот раз наставник оставил вариант ученика.
Сейчас от ЗИЛа мало что осталось, полагаю, совместная работа Кузнецова и Мельникова уже не существует. На фото - административное здание, которое после реконструкции стало музеем хоккея


6.Думаю, несколько приведенных примеров (это дореволюционные работы, выполненные в 1905-1916гг.) показывают, насколько разносторонним и интересным архитектором был Александр Кузнецов. Но глядя на здания, соответствующие духу времени, непросто представить, на что похож его личный дом.


7. Архитектор, сделавший своим кредо использование современных технологий, как утверждает его дочь, “любил русский классицизм XIX века и особенно скромные деревянные жилые домики.”. С покупкой особнячка в Мансуровском переулке (д.11) осуществилось его давнишнее заветное желание создать дом, полностью отвечающий вкусам и потребностям его самого и всей семьи.
Этот дом достаточно старый, достоверно известно, что он стоял уже в 1822 году, то есть, ему уже 200 лет. Кузнецов купил его в 1915 году. Архитектор оставил фасад неизменным, на барельефе - богиня Диана. .


8.Оштукатеренная стенка с ажурной решеткой, ограничивающая участок, была поставлена вместо забора как раз при перепланировке дома Кузнецовым. Въездные ворота в усадьбу были перенесены в соседний переулок. Они до сих пор там стоят - такие слегка пошатнувшиеся деревянные ворота - в центре Москвы кажется, будто они перенеслись на машине времени.


9.А основной вход в дом - справа, чтобы попасть в него, нужно открыть чугунную калитку и пройти по дорожке: слева деревянный дом, справа - увитая виноградом стена, и не верится, что вы в гигантском городе.


9а. А еще здесь цветет черемуха…


10. Оставив фасад начала XIX века, Кузнецов очень сильно перестроил сам дом, и очень много сил вложил во внутреннее оформление, которое в основном сохранилось до наших дней. Так, столовая была оформлена в русском стиле, но с большими полукруглыми окнами. В ней была построена изразцовая печь, про которую дочь архитектора писала, что она никогда в жизни не видела более красивой печи. Орнаменты ее украшавшие, восходили к 17 веку. Друг Кузнецова в это время строил печь для Николая II и подарил оставшиеся изразцы. Другой друг подарил обои от Парижской выставки 1900 года. Резную мебель делали в столярной мастерской в Абрамцево, которой руководила сестра знаменитого художника Поленова Елена.


11.Спальня (комната родителей)


12.Внимательным читателям дом может показаться знакомым, и они будут правы. Здесь не раз снимали фильмы "из старой жизни", наверное самый известный - "Жестокий романс" Эльдара Рязанова, где он "играл роль" дома Карандышева.


13.На фото 6 можно видеть слева низкую калиточку: через нее убегали гости тайком от хозяина.


Семья Кузнецовых - родители и трое детей - въехала в дом в 1916 году. А потом пришла революция и и их стали “уплотнять”. Несколько лет две комнаты занимал красный командир, друг Буденного, по фамилии Гай с многочисленным семейством. Был он веселым и гостеприимным человеком, сами представьте себе жизнь семьи Кузнецова, когда любимый дом превратился в коммуналку. Потом весь дом постепенно удалось вернуть старым хозяевам, но флигель занимали жильцы до 70-х годов XX века.
При этом судьба Кузнецова-архитектора при советской власти сложилась успешно, в Москве осталось несколько зданий научных и проектных институтов, которые им спроектированы. Он выполнил проект ткацкой фабрику в Фергане, которая сыграла роковую роль в его жизни. В 1930 году он был арестован: его обвинили, что плоская крыша фабрики была сделана, чтобы на нее садились вражеские самолеты. В заключении он пробыл около года, потом вернулся в свой дом. Ему было 57 лет, он больше не занимался проектированием, но много и плодотворно работал как преподаватель и автор книг. В гостях у него бывал Константин Мельников, и частой темой их шуточных споров было, чей дом лучше. Он умер в своем доме, прожив 80 лет.
Дочь Кузнецова, Александра, благодаря которой мы так много знаем о доме, писала: “Дом наш был неразрывно связан с натурой папы, был ее выражением в большой степени. Папа и его дом и счастливые, несмотря на все беды дни, в нем проведенные, - все это сливается для меня в одном бесконечно светлом и благодарном чувстве”.

14.таким он был, когда создавал свой дом.


P.S. Чудесный отзыв на мою экскурсию "Дом, где жил архитектор" (и где нет архитектора Кузнецова) от alena_15. Спасибо, Алена! Я раздуваюсь от гордости :))

персона, Кропоткинская, сюжет, #всемвесна, интересный дом

Previous post Next post
Up