В Великом Устюге после реконструкции открылся аэропорт. Теперь родина Деда Мороза может принимать самолеты вместимостью до 100 человек, которые будут регулярно летать из Вологды и Череповца, в перспективе они состыкуются с рейсами из Москвы и Питера.
Этот в целом отрадное событие послужило поводом для оживленной дискуссии на одном туристском форуме, где я иногда зависаю. Дискуссия как водится свелась к обсуждению проблем внутреннего туризма и "почему у нас все не как за границей". Факты, которые приводили спорящие, достаточно любопытны, поэтому переношу фрагменты дискуссии сюда, может быть, найдутся желающие ее продолжить.
Для начала два моих ключевых тезиса:
- Наверное у каждого своя Россия, своя Европа и свои тараканы. Мои тараканы делают путешествие по России удобней и дешевле. И российская и европейская реальности путешествий имеют свои подводные камни. К российским я больше готова. Но...
- Самостоятельные туристы без автомобиля никому не нужны. Невыгодно. Или езжайте с группой, или на худой конец, на своем авто. Нет спроса - нет и предложения.
Автобусное сообщение у нас ужасно и рассчитано только на местных жителей, которые знают его особенности и специфику, поэтому информации в сети мало Но на него и спроса нет. У населения стало слишком много автомобилей, их нет у самых бедных, которым не до туризма, или у оригиналов, которых недостаточно, чтобы создать спрос.
А дальше - разрозненные реплики из дискуссии.
- Это место (Великий Устюг) - аналог финского Рованиеми - так там и огромная деревня Санта Клауса, и гостиницы, и погулять / поиграть / побеситься, и северное сияние посмотреть, и горнолыжка неподалёку. Я бы сам с удовольствием наведался в Устюг, проблема только в транспорте. На своей машине такое расстояние за выходные обернуться - это всё время на дорогу потратить. Поезд - медленно, плохо и не до самого Устюга. Экскурсионный поезд - это привязка к программе, чего не очень хочется. Вроде, и есть желанное место, но проще долететь куда-нибудь в другую сторону.
- ...Обсуждаем целесообразность открытия аэропорта в раскрученном туристическом кластере с целью дальнейшего развития этого самого кластера. Точно так работает аэропорт Апатиты ради Кировска, где точно такие же 30 тысяч населения. Туда с этого года сам Аэрофлот начинает летать из Москвы, а Россия уже давно летает из Питера. Сибирь летает в сезон уже несколько лет и полные борта возит.
Вот если в пафосно открытый миллиардный аэропорт Великого Устюга будут летать 4 рейса в неделю на кукурузниках из местного областного центра, это будет реальный капец. В Вологду перелёты неудобные и невменяемо дорогие, да и лететь из Москвы / Питера в Великий Устюг на Як-40 с пересадкой в Вологде непонятно на что, а потом с пересадкой возвращаться - это очень странное удовольствие.
- Подобных мест уйма, а основная беда в России - это отсутствие нормального сообщения. Не умеют крупные перевозчики работать с небольшим потоком. А тратить отпуск на какой-нибудь Кукобой, добираясь на перекладных чёрте-куда, чтобы посмотреть заброшенный колодец и старую церковь, думаю, мало кому интересно.
- Кто в России не знает Деда Мороза? Думаю, все знают. Кто бывал в Великом Устюге у него на родине? Одного процента не наберётся! Взять моих знакомых и родных, из всех бывал ровно один человек с семьёй. Добирались на машине, плевались и офигевали, хотя само место достойно посещения даже сейчас. Другой родины Деда Мороза в России нет.
Пустили бы туда вменяемый поезд, уже народ бы попёр. Будет аэропорт - можно будет на выходные летать, а Москва + Питер и их окрестности - это уже пара-тройка десятков миллионов потенциальных туристов выходного дня. Вот можно и развивать кластер на их деньги!
- Пару лет назад я бывал в Плёсе. Туристов не так много, как могло бы быть, и в самом месте смотреть не так много, как можно было бы организовать. Думаю, причина та же: абсолютная транспортная недоступность. Ехали на Ласточке до Иваново, а дальше 65 км на такси. И то, спасибо РЖД, хоть до Иваново Ласточку трижды в день пустили, а раньше ночной поезд ходил 1-2 раза в день и всё. Была бы электричка Иваново - Плёс, цены бы региону не было!
Обратно ехали еле-еле на рейсовом ПАЗике битком в мясо, потому что Яндекс-такси в Плёсе не работает, а своих операторов нету. Вспомнил школьные колхозные годы...
- С учетом того что есть действующий аэропорт в часе езды (в Котласе) не логичнее ли было развивать его.
По поводу сообщения пустить автобус в аэропорт гораздо дешевле и логичнее
- В России экономика либо федеральная, либо региональная, про межрегиональную я не слышал. Так вот, вряд ли какой-то регион будет вкладывать деньги в развитие аэропорта в соседнем регионе, чтобы было откуда к себе возить туристов автобусами, которые ещё и самим нужно запускать.
- В августе уходящего года довелось проехать по «межрегиональной» дороге между Сыктывкаром и Коряжмой. Километров за двадцать до границы между Республикой Коми и Архангельской областью вместо дороги начались надолбы, выдолбы и дол….бы, как говаривали в СА. Такой дороги не видел с 1985 года, когда в весенний паводок мы спасали Колымскую трассу. Местные говорят, что этот «межрегиональный» отрезок дороги никак не пристёгнут ни к одному бюджету, какие-то картографические проблемы. Ездить там на любом транспорте полностью противопоказано, но, говорят, другая дорога ещё страшнее…
- Подобный пример ближе к Москве - город Углич, Золотое кольцо России. Недалеко город Мышкин, чудесный туристический уголок, сделанный буквально в чистом поле на берегу. Москва - Углич есть железная дорога, там 199 км всего. Прямого сообщения по ЖД электричками нет, можно пересесть в Савёлово, но поезда не согласованы, и участок Савёлово - Углич можно проехать лишь раз в сутки на единственном пригородном поезде. Можно доехать из Москвы на единственном пассажирском, который приползает в Углич в два часа ночи. Получается, что Тверской области (Савёлово) Углич из Ярославской области на фиг не нужен, верно и обратное, поэтому сообщения нет. Москве соседние регионы с отсутствием прогноза массового сообщения тем более не нужны. Доехать можно либо на экскурсионных автобусах проездом, либо летом на круизном теплоходе, либо на своей машине. Поэтому и развивать гостиницы никто не спешит: там просто не рассчитано на туристов, кроме как на заезжающих раз в жизни на пару часов. Тупик.
Похоже, из подобного тупика Вологодская область пытается выбраться. Я хочу пожелать ей в этом успеха и раз мало кто спешит помочь, то хотя бы пусть не мешают.
- Надо таки в Устюг съездить.. понравилась мне Вологодчина .. душевно там .. да и для туризма многое делается на мой первый туристический взгляд...
- В малолюдье и запустении, конечно, есть определенный шарм... но есть, увы, и обратная сторона.
Но в путешествиях по России каждый закрывает глаза на что-то свое...
- А когда глаза открываются закрывается желание таких путешествий
- Ни на что не закрываю глаза... разницы с моим обычным евротуризмом и туризмом по России вижу только в расстояниях и это таки да проблема...впрочем гиморрой с поездкой в Европу в текущей ситуации на раз перевешивает проблему с расстояниями в России...
все остальное для меня примерно одинаково.. в плане планирования, логистики, бюджета, впечатлений.
- Да ладно.
Напряги с планированием из-за скудной и часто неактуальной информации.
Кошмар с логистикой, если нет своей машины.
Типа того же Плеса на полпути между Иваново и Костромой, между которыми 2 часа езды. Дорога из Иваново в Кострому через Плес - 5 часов, и это только дорога...
Это цифры - из моих планов буквально на это лето, общественным транспортом. Плес из этих планов так и выпал.
Владимир - Кострома - Ярославль - Ростов - Переславль - Владимир таки съездили, хотя половину маршрута пришлось-таки выполнять на такси, иначе совсем тяжко.
Поезда, которые ходят исключительно радиально в Москву - из Москвы и полное игнорирование РЖД термина "пересадка".
Федеральные трассы, по которым даже на машине нужно закладывать 5 часов на 200-километровый маршрут, в пробках вспоминая трассу Тбилиси - Кутаиси, где ограничение 110, и оно реально требуется, чтоб не превышали... какое там "одинаково"?!
- Если во многих странах расстояние определяется километрами и из них приблизительно следуют минуты и часы, то в России ввиду полного отсутствия сообщения, это очень сложно.
"20 км от трассы" - это автостоп, поскольку Яндекс-Такси в Плёсе и окрестностях не работает. Он так и пишет в приложении: "Регион не обслуживается". Рейсового транспорта может не быть, или он существует только на бумаге наподобие автобусов из райцентров по деревням раз в неделю. Сидя дома, я мог купить билет на самолёт Москва - Милан, билет на электричку Милан - Тирано и быть уверенным, что автобус Тирано - Бормио меня дождётся. В нашей стране не то, что в сети, но даже по прибытии в город нельзя быть уверенным, что отсюда можно выбраться на чём-то, кроме такси, а в случае Плёса вообще хоть на чём-то.
Пример: аэропорт Кировск (Апатиты), до города Кировска около 35 км, автобус ходит пару раз в день и не согласован с самолётом вообще никак. Яндекс-такси не работает. Можно вызвать обычное городское такси. Нормальным считается время ожидания до 1 часа.
Поэтому путешествие по России это либо радиальные выезды, либо своя машина, либо организованная экскурсионка. Если в Устюге сделают нормальное сообщение с Москвой, Питером, я сам с удовольствием туда слетаю. Ну а если нет... Мало ли подобных прожектов? Одним больше, одним меньше...
- Почему-то европейские реальности можно проще спрогнозировать и они какие-то... более очевидные что ли.
Вы в Красноярск прилетали? Оттуда регулярного сообщения вообще практически нет. Есть проходящие автобусы и единственное окошечко с кассой и неспешной тётей. Я отстоял час, чтобы узнать, что ближайший автобус, где есть хотя бы одно место, будет ещё через два с половиной часа. Такси, тыща рублей. Город - миллионник.
- Наро-Фоминск - Подольск, два очень крупных райцентра Московской области, между ними на машине около 70 км. Единственный вариант - от ст.Нара до Москвы полтора часа неспешной электричкой, там переехать на метро с Киевского вокзала до Курского, оттуда полтора часа другой неспешной электричкой. Ну, или на такси. И то, спасибо, что существуют электрички! Перпендикулярного сообщения (не в Москву / Питер) в России практически нет, а уж насчёт пересадочного всегда было "обнять и плакать". Если стыковка меньше часа, можно считать, что очень повезло.
- По Греции с Италией я ездил ОТ по маршрутам, выстроенным дома за монитором.
А поехали на выходной день в соседний Муром - пришлось возвращаться на такси, так как обратный автобус существовал только в расписании.
Купить билеты на автобус раньше можно было на "Басфоре", но там не всё, не везде и не всегда. Большинство автобусных перевозчиков по России - это некие ИП, которые сегодня есть, завтра нет, и вообще, мало ли что там на заборе (в расписании, а тем более - на сайте) написано.
У ЖД есть расписание и оно более-менее выдерживается, но нет частого или пересадочного сообщения. То есть, рассчитывать можно только на прямой поезд, которых очень мало, и не факт, что получится вернуться в этот же день или выходные. Остаётся самолёт. Аэропортов мало катастрофически, но с этим жить.
Альтернатива - своя машина, что ограничивает возможности путешествия в выходные радиусом километров триста-пятьсот или требует полноценного отпуска.
- Никто и не говорит, что там сказка и нет проблем.
Речь о том, что здесь геморрой легко начинается на первых же шагах планирования, если соберешься не в столицы.
- Для сомневающихся, ехать или нет (здесь столько негатива и теоретического отрицания смысла поездки в Великий Устюг, что просто жуть), напишу о нашем отпуске в середине июня на две недели, может быть, пригодится тем, кто на МАШИНЕ. С погодой несказанно повезло - тепло и солнечно. Мы даже купались трижды в реках, да, да, в июне. Минус - жадные до человеческой крови насекомые разного размера, спасали костюмы с сеткой. Плюсы - мало детей ))) И белые ночи, это фантастика, невероятные ощущения вне больших городов.
Москва-Тотьма-две ночевки. Прекрасные виды реки Сухоны, тотемское барокко, музеи. Тотьма - Великий Устюг- четыре ночевки. По дороге заезжали в Опоку за видами, историей и покоем. С Великим Устюгом все понятно - хочется непереставая бродить по городу, по набережной, благо, белые ночи, темнотой ты не ограничен. Огромное количество музеев, без проблем заказывали экскурсии. Один день посвятили поездке в Сольвычегодск, добрались на машине до парома, оставили ее, по Сольвычегодска на пароме и там пешком.Это потрясающие церкви Строгановых, музей, санаторий. Третий день досматривали музеи Устюга, вместо Вотчины заказали экскурсию на фабрику Северная чернь. Сэкономленные на Вотчине денежные средства потратили в магазине фабрики, купили себе парные кольца на 25 лет свадьбы и пару серег. Но тема #дедамороза состоялась, заходили с мужем на Почту ДМ, посидели в его кресле ))) Осталось время, мы не сговариваясь решили повторить Опоку. И не пожалели о повторе )))
Великий Устюг - Каргополь - 4 ночевки. Сам Каргополь, его музеи и достопримечательности рядом - это потрясающие места. Парк Кенозерье, деревянные церкви и дома. Это просто надо видеть и испытать.
Каргополь - Вологда - 3 ночевки. В Вологде мы уже были в зимнее время, с удовольствием повторили в теплое ))) Один день посвятили городу, второй день - опять Кирилло-Белозерский и Ферапонтово. Впечатления не менее яркие, чем в первый визит. Нам очень повезло, как раз открыли шикарную дорогу из Вологды, еще травку засевали. А еще готовилась к открытию после реставрации одна из башен и музей в ней. Реставраторы разрешили зайти и показали результаты своей работы. А еще мы с мужем с трех нот теперь угадываем эти монастыри, если их снимают в кино )))
Общий вывод - Русский Север затягивает не менее, чем Северный Кавказ ))) Тот случай, когда ты очень многое увидел, практически, всё, а хочется повторить данный маршрут до мелочей.
Очень понравились люди, и музейные работники, в частности.
- Пригородное сообщение в регионах убито, пересадочное убито, нового не возникло, а на вырученные деньги аэропортов как-то не понастроили. Пусть хоть парочку аэропортов новых сделают, потому что налаживать ЖД-сообщение всё равно никто не собирается.
Кстати, развитие частных автобусных перевозок - прямое следствие убитого ЖД-сообщения и неудобного воздушного.
- "И в Европе можно найти труднодоступные места". Да, можно.
А можно в РФ попробовать проехаться по центральному, туристическому, раскрученному по самые гланды маршруту Золотое Кольцо России - общественным транспортом. И обнаружить, что логистика даже по этому, блин, полулярнейшему туристическому маршруту - боль и преодоление!
Какие уж там дальние развалины...
В европах по раскрученным туристическим местам - транспорт есть, и самтурист может их объехать без ТО, на ОТ.
Не "все", но на несколько первых посещений страны таких мест хватит.
В РФ же достаточно отъехать от столиц - и все, логистика спотыкается. Междугородние автобусы идут со средней скоростью 40 км/ч два-три раза в день, поезда - один-два раза в день, авиасообщение жиже, чем в Союзе. Внутренний туризм развивается для ТО, и только для ТО.
Ну и несколько моих реплик из этой дискуссии.
Маршрутов полно - и есть даже такие, где не так уж плохо с транспортом. Просто выкачивать деньги из туристов выгоднее там, где их много. Поэтому города Золотого кольца процветают, а остальные тихо загибаются.
Хотя согласна, что планирование получается несколько извращенное, я как нелюбитель ночных поездов, не один год ждала удобного маршрута на Псков и пыталась "собрать" Новгород, пока не поняла, что с Новгородом самый удобный вариант через Питер (обратно есть хорошая стыковка с Сапсаном).
В качестве грустного анекдота. Заказали в Новгороде такси до Рюрикова городища - одного из главных туристских мест на окраине города. Заказ приняли, цену назвали, приезжает таксист: извините, а куда вас везти? Я не знаю, где Рюриково городище. Мы ему по карте показали, довез :))
Из оптимистичного - сейчас наладили сообщение Ласточками Питер-Новгород-Псков, еще несколько лет назад их не было, теперь хотя бы эти два города можно посетить в связке друг с другом, с Питером или без него.
Наладили (правда знаю лишь в теории, видела расписание) скоростное водное сообщение из Нижнего, в том числе межобластное - сразу в несколько регионов.
Тот же Великий Устюг, с которого всё началось в этой теме :))
Так что подвижки есть, но конечно хотелось бы больше.