Уральские мастера - это целый мир, оставшийся в прошлом. Мир закрытый, загадочный и притягательный. Не зря для этого мира придумали отдельное красивое понятие - "Горнозаводская цивилизация". Приписали его (понятие) некоему профессору начала XX века, но дотошные исследователи обнаружили, что профессор использовал термин ровно один раз, так что про Горнозаводскую цивилизацию заговорили лишь в последнее время, в основном благодаря ее активному популяризатору, писателю Алексею Иванову, который выпустил одноименную книгу.
Соприкоснуться с миром Уральских мастеров можно в музеях Екатеринбурга, где есть их лучшие работы, или через книги. Бажова - главного певца мастеров - в детстве наверное все читали.
Самое красивое и известное - это работы мастеров камнерезного дела. Я не смогу должным образом ни рассказать о них, ни показать. Скажу только, что с первых же секунд в Музее камня поняла, откуда идет волшебный дух сказов Бажова, почему теряли голову и пропадали, увидев самоцветы, его герои. Камни притягивают, завораживают, дурманят - в общем, обладают властью над человеком. И разве это можно передать на фото? Лучше читать Бажова, если нет возможности посмотреть своими глазами.
А второе, что я немного покажу - это знаменитый Каслинский павильон, изготовленный мастерами чугунного литья для Парижской всемирной выставки 1900 года. Мое знакомство с ним оказалось непростым. Павильон несколько разочаровал, потому что оказался слишком похож на свои фото (а фото красивы невероятно). А сейчас смотрю на свои фото, которые на два порядка хуже тех, что видела в сети - и вижу сказку. Совсем не русскую - европейскую, недобрую и непонятную. И хочется вновь ходить вокруг павильона и "читать" эту чугунную сказку.
Ох как все непросто с Уральскими мастерами...
Мое предисловие затянулось, поэтому необычную историю Музей камня, я расскажу потом. Давайте посмотрим фото из музея, хотя - повторю - они почти ничего не отражают.
2.Здесь есть очень красивые каменные скульптуры. Но они поразили меня гораздо меньше просто камней.
3.
4.
5.
6.
7.
Так вот, про музей. Из нескольких музеев Екатеринбурга, где можно посмотреть камни я выбрала Музей камня в Центре искусств "Главный проспект" (о самом центре еще расскажу). Прежде всего потому, что там демонстрируется часть знаменитой коллекции страстного собирателя минералов Владимира Пелепенко. Он начал собирать ее еще в СССР, а в перестройку произвел с ней фурор на Мюнхенской выставке. Цитирую все того же Алексея Иванова.
В Мюнхене в Mineralentage участвовало несколько тысяч экспонентов, но у витрины Пелепенко случился бум, и организаторы даже выставили пост полиции. Знатоки камня впервые увидели богатства засекреченных месторождений СССР. Пелепенко предлагали продать коллекцию за миллион долларов, но он не продал.
В 2000 году коллекция Пелепенко превратилась в частный музей камня. Снова предоставляю слово Алексею Иванову:
Казалось, что здесь выставлены какие-то неземные артефакты или новые формы материи. Проросшие друг сквозь друга прозрачные карандаши хрусталя. Зелёные грани огромных изумрудов, проступающие через бугристую плоть булыжника. Электронно-футуристические композиции золотых кубиков пирита. Кристаллы с заключёнными в них призраками. Вулканические трансгрессии цвета в блестящих пластинах яшмы и агата. Пучки кварцевых иголок. Искрящиеся обломки роботов. Куски каменного мяса. Железный мох. Зелёный космический лёд. Ядовитые угли. Лазерные леденцы. Зубы мантикор и когти горгулий. Ягоды с Плеяд.
А вскоре здание, где располагался музей, передали в Федеральную собственность и вскоре начались тяжбы за выселение музея. В итоге его выселили. Дальнейшие перемещения коллекции были запутанными, но так или иначе 1000 экземпляров из нее (вдвое меньше, чем в прежнем музее) оказались в Центре искусств "Главный проспект". Надеюсь, это действительно хэппиэнд.
8.Я говорила, что камни притягивают? В этом музее я поняла, что не могу уйти без камня - и это должен быть малахит. Я не ношу украшений, у малахитового браслета оказалась дурацкая застежка, но я его купила. И теперь иногда с муками надеваю и ношу. А в остальное время просто смотрю и трогаю...
А теперь смотрим Каслинский павильон.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.