Памяти забытой трагедии

Sep 11, 2013 23:40

Я немного помню эту историю.  Но сегодня мне трудно поверить, что все произошло именно так, как оно произошло. Все-таки очень многое изменилось с тех пор.
А началось все вот с этого памятника, на который мы случайно наткнулись в Лужниках.



Табличка гласила:  "Этот памятник установлен детям, погибшим 20 октября 1982 года после встречи футбольного матча (текст именно такой) между московским "Спартаком" и "Хаарлемом" из Голландии. Помните о них".
Вот тут-то и заработала память: да, было что-то такое - кажется обвалилась лестница, было много жертв. Разговоры ходили, но ничего не писали, кроме двух строчек в углу четвертой страницы какой-то газеты (как выяснилось позже, это была "вечерняя Москва"). Но почему дети???
В поисках ответа я довольно быстро вышла на сайт, специально посвященный этой трагедии october20.ru/, и дальше буду в основном пользоваться его материалами.
Вопрос "почему дети" отпал, когда я посмотрела в лица погибших и на даты жизни (пройти по ссылке выше, потом нажать на  "список погибших"): 15 лет... 16 лет... 17лет... есть четырнадцатилетние Старше двадцати - единицы, самому старшему из погибших было 42 года. Конечно же дети... Такие юные, навеки оставшиеся в начале 80-х. 66 человек (этой оценке числа жертв я склонна верить, хотя встречаются и еще более ужасные цифры - свыше трехсот). Страшное горе в 66 семьях.
Что же произошло? Тех, кто интересуется подробностями, отсылаю на сайт, где собраны статьи на эту тему. Постараюсь рассказать коротко. Очень холодная осень. Температура около минус 10 градусов. Спартак выигрывает матч у голландцев на кубок УЕФА. За несколько минут до конца матча вконец замерзшие болельщики потянулись к выходу. Народу на стадионе немного, поэтому для выхода был оставлен единственный узкий проход. А на последней минуте был забит гол, трибуны взревели, ушедшие повернули обратно, чтобы узнать, что произошло, и столкнулись с напиравшей толпой уходивших. Вот здесь и началась страшная давка, в которой погибли не меньше 66 человек... Раненых более трехсот... Слухи были не совсем верны, лестница не обвалилась (наверное  гибель в давке в то время было слишком страшно и невероятно представить), под напором толпы рухнули перила, но это кажется даже спасло от гибели тех, кто вывалился за них.
Потом был суд, судили четверых, троих подвели под амнистию или другие причины для прекращения дела, одного (работавшего на стадионе к тому времени всего пару месяцев) осудили на три года. Не хочу оценивать, справедливо это или нет, и кто виноват и в какой степени, и сыграли ли свою роль уже тогда достаточно "раскаленные" отношения между милицией и фанатами.  Но вот то, как замалчивалась эта трагедия - совершенно дико для нас сегодняшних, вроде бы не так уж и избалованных гласностью.
В прессе, как я уже писала было единственное сообщение: «Вчера в Лужниках после окончания футбольного матча произошел несчастный случай. Среди болельщиков имеются пострадавшие». Зато обычные репортажи о нерядовом матче (кубок УЕФА все-таки) были как положено написаны, и победе Спартака уделено должное внимание. И ни единого слова о том, чем кончился матч... нет информации - нет проблемы.
Родители, не дождавшись детей с футбола, ехали в Лужники и натыкались на оцепление. Метались по моргам и больницам... Почему-то две недели ждали возможности похоронить детей. Им было разрешено перед похоронами привезти детей домой ровно на 40 минут в присутствии милиции...
И долгие годы в конце октября в Лужниках не проводили матчи - чтобы не дать возможности близким и болельщикам почтить память погибших.
Только в конце 80-х появились первые публикации. И лишь к десятой годовщине трагедии, в 1992 году, был открыт памятник, с которого я и начала.



Официально памятник называется "Погибшим на стадионах мира". Города, где произошли трагедии с болельщиками, перечислены на нем. К сожалению, несчастные случаи с болельщиками, даже с еще бОльшим количеством жертв, чем в Лужниках, случаются, еще раз подтверждая, что возбужденная толпа - это всегда зона риска.



Спартаковское братство существовало и тогда, сегодня оно чтит память погибших.

Как ни странно, я ушла от этого памятника с гораздо более теплыми чувствами к футболу, к Спартаку и к его болельщикам, чем до этого. Поэтому последним кадром будет памятник футболисту, тоже снятый в Лужниках. Динамовец Лев Яшин воплощает многое из лучшего связанного с нашим футболом.



Спортивная, памятник, сюжет

Previous post Next post
Up