В конце апреля, во время
фестиваля проекта "Живое наследие" в Оренбуржье, я слушала выступление Павла Гнилорыбова - известного краеведа и автора внушительного количества книг. Тема была обозначена как "Открывая Россию заново" и была посвящена растущему увлечению путешествиями по России, краеведением и расширению интереса к "нетипичным" достопримечательностям. Лекция была живая и интересная, с примерами мест, куда стоит отправиться, но, каюсь, я была не очень внимательным слушателем. Дело в том, что в начала своего выступления Павел высказал тезис, который поверг меня в ступор: он сказал, что туризм в СССР начал развиваться только в конце 1960-х годов, с появлением понятия "Золотое кольцо" (1967) и туристических маршрутов по нему. Под туризмом он понимал именно путешествие по достопримечательностям, а не походы и прочие активности типа "костер-байдарка-палатка". Мне казалось, что туризм появился существенно раньше, но... материала для подтверждения не было.
Я стала искать следы секса туризма, которого в СССР не было. Результат превзошел ожидания: я не только подтвердила свои догадки, но и стала обладателем необычной книги, а также поняла, что путешествовала на "историческом раритете", с которого начиналось одно из направлений отечественного туризма.
Рассказываю и показываю.
Выступает Павел Гнилорыбов
Поиск я вела по двум направлениям, которые в итоге пересеклись. Первое - я выясняла, когда появились Всесоюзные туристические маршруты.
Кто не знает: это была линейка выстроенных маршрутов, от экскурсионных до активно-походных, по которым между турбазами и тургостиницами передвигались гигантские потоки туристов. В отличие от домов отдыха и санаториев, путевки в которые можно было купить или получить только по месту работы, эти маршруты (не очень дешевые) были в открытой продаже и пользовались большой популярностью.
Сделаю отступление и процитирую комментарий к одному из своих старых постов.
С девчонками ездили после окончания института. Мы отправлялись в пеший переход через Кавказские горы, через перевал в Грузию. И заканчивали маршрут в Поти. Было весело, но страшно. :) Переход был очень тяжёлым. Перевал Гезевцек, там какая -то куча тысяч метров над уровнем моря. Вышли из очередного промежуточного лагеря то ли в 5, то ли в 6 утра; пришли в Грузию часа в четыре-пять вечера. То есть 12 часов непрерывной ходьбы, в начале пути довольно-таки крутой подъём в гору. Правда, без альпинистских заморочек, просто вверх, вверх и вверх. Пешком. Но мы тогда были юны, и - ничего, справились. :)))
Для такого перехода , конечно же, нужна была хорошая туристическая обувь. Ну, или хотя бы крепкие, на толстой упругой подошве кроссовки. Увы и ах! Это был страшнейший, невероятнейший дефицит. Я похОдничала в тряпичных туфлюшках на резиновом ходу, типа кедов, только более похожих на цивильную, не спортивную обувь. Удивительно два момента: как они не развалились и как я не осталась совсем без ног.
Совершенно не отказались бы от комфорта, удобства и разнеженного лежания на тёплом песочке у самого синего моря...Но, ничего, кроме Гезе-Вцека, достать не смогли, а на море хотелось. :) (сложнейший маршрут фактически был "довеском" к неделе отдыха на море).
Я много ездила на турбазы, хотя на Всесоюзном маршруте, кажется ни разу не была, только на местных, попроще, но тоже осталась масса впечатлений. Фото сделано на турбазе "Голубые озера" в Кабардино-Балкарии. Где-то в горах за нашей спиной спрятан перевал Гезе-Вцек, о котором шла речь выше.
Но это 80-е годы, а когда появились Всесоюзные маршруты??
Я стала искать в сети справочники по туристическим маршрутам (в СССР они выходили чуть ли не ежегодно, и в те времена я их регулярно использовала для поиска интересных туров). Оооо, оказывается существует справочник аж за 1937 год! Я стала искать, нет ли его в сети, но нашла лишь объявление о продаже за умеренную, по моему представлению, сумму. В общем, вы поняли... Я стала обладателем этого раритета.
На самом деле можно было более эффективно потерзать Гугл с Википедией. Уже после покупки справочника я добралась до
статьи в Википедии, где перечисляется несколько десятков Всесоюзных маршрутов со ссылкой на справочник 1956 года. Судя по количеству маршрутов, они начали формироваться, задолго до 1956 года, что собственно, и требовалось доказать. К примеру, маршрут №1 - Москва, № 9 - «Волжский», пароходный (Москва - Астрахань - Москва), № 61 - «По Армении и Грузии» (Ереван - Севан - Кировакан - Туманян - Тбилиси - Гори - Гагра). Все они уже были в 1956 году.
А мой справочник 1937 года, предлагая по большей части активные маршруты, тем не менее, дает и варианты экскурсионного туризма. К примеру, на маршрут Баку - Кировабад - Тбилиси - Кировакан - Дилижан - оз.Севан - Ленинакан - Тбилиси предлагается потратить 25 дней, перемещаясь по железной дороге. Правда есть шоссейный участок по Армении, как его проходить (пешком? на машине?), не вполне понятно.
По утверждению все той же Википедии, не позднее, чем в 30-е годы, в СССР возник круизный туризм:
Во второй половине 1930-х годов с помощью речных путешествий поощрялись передовики производства и представители культурной и политической элиты.
И действительно, в справочнике 1937 года упоминается специальный экскурсионный пароход
А еще в процессе поисков я обнаружила описание первого речного круиза по Енисею, который состоялся в 1958 году.
«Вчера утром от Красноярского речного вокзала отошёл один из крупнейших на Енисее теплоходов «В. Чкалов» и взял курс на север. Этим рейсом открывается постоянная экскурсионная линия Красноярск - Диксон. Путь в оба конца протяжённостью 5.384 километра займёт две недели…
…Слава о Енисее, его живописных берегах стала достоянием многих. Вот почему, когда в городах страны узнали об открытии экскурсионной линии по Енисею до берегов Арктики, в Красноярск начали поступать телеграммы-заявки на билеты…». Газета «Красноярский рабочий», 22 июля 1958 года.
Взрывному росту интереса к путешествиям по Енисею, инициатором которых был начальник Енисейского пароходства Иван Михайлович Назаров, способствовало то, что в первый круиз на «Чкалове» он направил группу писателей, журналистов и художников. Тогда, в 50-х, когда никто не слышал про пиар, слава енисейских круизов разнеслась по всему Советскому Союзу (
источник)!
Вот они - писатели, участники первого заполярного круиза
Интересно, что "В.Чкалов", введенный в эксплуатацию в 1954 году, был первым теплоходом 588 проекта (трехпалубник) - главным круизным проектом позднего СССР. В конце 70-х появились более комфортабельные теплоходы, но 588-е, в том числе "Чкалов" до сих пор в строю. Их роскошь, если не пала жертвой реконструкций, сейчас придает особое очарование в стиле "ретро". А на "Чкалове" я ходила в Дудинку еще в СССР. На верхнем фото - капустник, посвященный пересечению Северного полярного круга, где (если память мне не изменяет) мы изображали семь жен Нептуна.
В общем, поиск принес много интересных результатов. А Павел Гнилорыбов, похоже, ошибся лет на 30 как минимум.