"Москвичам всегда представляется, что где-то ещё намного лучше"

Mar 22, 2022 15:17

Этот пост был почти готов уже давно, но пока я собиралась его выпустить, слишком многое произошло, и он потерял актуальность. Однако прошло время, и  я  решила разместить его - то ли из занудства, то ли чтобы все-таки высказаться. Пусть сказанное полтора месяца назад ушло в прошлое - это важная часть нашей жизни, которая сейчас видится совсем по-другому. На память о той жизни и о той себе - пусть будет...

А история такова. В январе я брала интервью “Я могу гордиться Москвой”: столица глазами жителя Европы, и несмотря на искреннюю симпатию к своей собеседнице annutta_12, во многом была с ней не согласна. Однако жанр интервью не предполагал изложения моей личной позиции, и многое осталось невысказанным.
А через несколько дней Анна повторила основной посыл из своего интервью в комментарии к другому моему посту:

Москвичам всегда представляется, что где-то ещё намного лучше, что везде в других местах можно повлиять на изменения, и вообще все идеально. И только они бедные-несчастные живут так плохо, что никому и не понять их.
Это то, что я назвала в москвичах «стремлением к идеалу», который они имеют в своём воображении, не основываясь на каких-то реальностях других мегаполисов

И тут "Остапа понесло". Я накатала длиннющий ответ и сейчас предлагаю его вашему вниманию в несколько переструктурированном виде, с добавлением фрагментов из интервью Анны.

О Москве в 1995 году:

Анна:
В 95-м году, когда мы пробыли в Англии год, я должна была ехать в Москву - и я была в ужасе, мне было страшно даже думать об этом, хотя я скучала по Москве. И когда мы приехали, действительно, Москва была в тяжелом состоянии - моральном и физическом - не то, чтобы в руинах, но в упадке, для нас это было тяжелое зрелище. Я помню, мы взяли такси, и таксист нас вез ужасно, небезопасно, после Англии, где все должны пристегиваться, это казалось просто абсурдным. Старая, разбитая машина, без ремней, таксист нервный, какой-то весь бледный, страшный, дергается. Я думала: боже, доедем мы до дома или не доедем - а мы с детьми… Эти улицы, дороги с дырками - все это было страшно, конечно. И мы уезжали на дачу, в свой мир - родительский, уютный, с цветами, как-то там существовали и старались не высовывать нос.

Я:
Удивительно, но у меня был текст именно от 95-го года, вот фрагмент из него.

Яркие витрины, набитые магазины, красиво одетые женщины и дети, пестрая реклама, куча вещей и предметов, о которых раньше мы не имели ни малейшего представления, а моя маленькая дочь в них прекрасно разбирается. И все это - в своем доме, на своей улице, в ближайшем магазине
Очередей нет. И дефицита нет. И блата нет (во всяком случае, в том, что касается покупок). Наоборот, все только и делают, что пытаются тебе всё продать. Дочь избаловалась совершенно. Киви есть не желает, персики не желает. Ей Сникерсы подавай.

(замечание из 2022 года: При этом не могу сказать, чтобы мы жили вольготно по деньгам. К примеру, хорошо помню, что в 95-м обычный стаканчик йогурта казался дорогим, мы такие покупали  очень редко).

О Москве современной

Анна:
Мы с удовольствием приезжаем в Москву. Это красивый, уютный, очень современный город, динамичный, с совершенно другой энергетикой - ты эту энергетику ловишь от людей. Конечно, очень много построено, город великолепно поддерживается. Я теперь могу гордиться Москвой и с удовольствием говорю, что я родилась в этом городе, выросла и мне очень радостно туда приезжать.

Я:
(О поездке к дому, где я прожила три четверти жизни вскоре после того, как мы  уехали из него и из Москвы)

Оказалось, за несколько месяцев я многое забыла. Забыла, как долго едет троллейбус и как истошно завывает он, ускоряясь. Забыла (точнее в упор не видела), какой грязный у нас двор, сколько бумажек валяется на земле и как уродлива урна, стоящая у подъезда.

(И еще один фрагмент, написанный в мае прошлого года)

Я забыла, что пересадка с электрички на метро - это высокая лестница, а потом полкилометра вдоль шоссе, где повсюду раскаленный асфальт и ни клочка тени, и что мне окажется реально нечем дышать в этом пекле (а ведь по градуснику - всего-то 20 с небольшим). Я забыла, как нелегок путь по московским улицам, где далеко не везде есть тень. Я забыла, что московские автобусы набиты даже вне часа пик, и пытаясь протолкнуться на более свободный пятачок, делала это с грацией слона. Что солнце шпарит в окна прогрессивного электробуса, а кондиционера то ли нет, то ли он не справляется. В общем, я забыла, что дорога 15 минут на электричке, плюс две остановки на метро и немного пройти - это утомительное мероприятие, которое отнимает около часа..
Я вернулась домой и с изумлением обнаружила, что дует ветерок, на улице совсем не жарко, а когда немного отойдешь от станции, оставшийся путь домой будет полностью в тени.

(Читатели блога знают, что я люблю Москву и пишу о ней много хорошего. Но сегодня - о другом).

Ну и наконец собственно, ответ Анне на ее реплику, приведенную в начале, и на ее интервью в целом.

В моем случае дело дошло до отъезда из Москвы, где я прожила всю жизнь, т.к. очень хотелось улучшить качество жизни. К счастью, удалось.
Москва - многолетние летние депрессии из-за плохого самочувствия, непереносимости жары, невозможности летом планировать время в Москве, потому что жарко, плохо, ничего не хочется, если хотя бы чуть выше 20 градусов.
Когда я поняла, что дело не в жаре, а в духоте и скверной экологии, я поменяла место жительства и теперь я летом нормальный человек и нормально себя чувствую и люблю лето. Правда этим летом жара все же доконала, но это было впервые за пять лет.

Москва - было до 2016 года. До кольцевой линии метро можно добраться за 15 минут на маршрутке, которая идет каждые 2 минуты, практически всегда сидя. До ближайшей линии метро - 15 минут пешком, включая переход перекрестка, где регулярно невозможно перейти дорогу по 10 и более минут из-за проезда ВИПов
В 2016 году в одночасье уничтожили все маршрутки, троллейбусы идут гораздо дольше, время ожидания непредсказуемо, сидячие места есть далеко не всегда.
Кстати, теперь мне до кольцевой линии немного подальше, но строго по расписанию, практически всегда сидячие места и мягкие кресла, довольно много поездов с кондиционерами.

Москва - было до 2016 года. Основные покупки совершаются по дороге от метро минут за 15. Огромный выбор товаров (вплоть до мяса страуса), приемлемое качество и цены.
В 2016 году все разрушено в одночасье, остались лишь два сетевых супермаркета. Когда мы вновь вернулись в место, где был рынок, я год на него не могла ходить нормально - хотелось купить всё и сразу.
В 2016 году была порушена вся система уличного общепита, я несколько месяцев ходила голодной, потому что привыкла перекусывать на ходу, не тратя времени, и все это в одночасье исчезло.

Резюме.
Насчет возможности повлиять - не знаю, говорят, где-то есть нормальные выборы (даже в Москве есть остатки), но может быть, это иллюзия. Просто когда дважды за год убивают твой привычный образ жизни, а ты ничего не можешь сделать, это нелегко дается.
Насчет "где-то еще намного лучше". Не где-то, а конкретно там, где ты живешь, было лучше - стало хуже. Надеюсь, я достаточно внятные примеры привела. И да, там, где я сейчас живу, на порядок лучше. Хотя согласна, что пример не вполне "чистый", т.к. я продолжаю пользоваться существенной частью московских благ.

И по поводу того, где хорошо и плохо. Еще до пандемии тренд к переезду из Москвы был довольно серьезный. По подсчетам, около миллиона человек, числящихся в Москве, жили на самом деле в других местах. Думаю, сейчас их гораздо больше. Москва как пуповина привязывает работой, медициной, прочими возможностями. Но чем дальше от нее можно отдалиться, сохраняя эту пуповину, тем лучше на самом деле качество жизни.

Взгляд из марта-2022.
Конечно, сейчас все это кажется довольно мелким на фоне нынешних и грядущих проблем. Я даже хотела поставить в пост "Рио-Риту" на слова Шпаликова ("Городок провинциальный, летняя жара"), но все же передумала. Кому надо, тот вспомнит или найдет.

проблемное

Previous post Next post
Up