Мы выросли в индустриальную эпоху, когда считалось, что чем технологичней продукцию выпускает страна, тем она более передовая. А самой передовой технологичной отраслью считалась космическая.
Уже с 70-х годов прошлого века крепло мнение, что наша страна может производить только сырьё, или что-то уж очень некачественное, или в лучшем случае автомат Калашникова. А в 90-е казалось, что Россия вообще ничего не производит, только нефть и газ качает.
Тем не менее, в России есть предприятие, которое производит двигатели для космических ракет, и на них летают в том числе и в США. И предприятие это - "Энергомаш" в нашем городе Химки.
Попав на Энергомаш, понимаешь, как совершенны представленные образцы техники и насколько хорошие инженеры их создавали. Возможно, это лучшее, что делает сейчас Россия.
2.Экскурсию в демонстрационный зал "Энергомаша" мы ждали долго: несколько лет назад, когда мы посещали музей НПО имени Лавочкина, попасть на Энергомаш не удалось. Но времена меняются, и поставив нехилый ценник на экскурсию (1000р.), Энергомаш допустил экскурсантов в свои владения. Спасибо организатору -
Летней космической школе и тому, что я оказалась в ее рассылке.
3.Наш гид - Судаков Владимир Сергеевич. Ныне главный специалист отдела рекламной деятельности. Человек, всю жизнь работавший на Энергомаше, увлечённый и эрудированный, настоящий инженер, какими мы их представляли по советским фантастическим романах начала и середины 20 века.
4.Сначала - проход по территории "Энергомаша". Все кажется необычным. В морозный день рядом с дорогой бьёт фонтан (часть технологического процесса - что-то охлаждается, вода нагревается, получается незамерзающий фонтан), в котором плещутся утки и даже кажется черепахи.
(фото из сообщества "Типичные Химки")
5.На территории категорически запрещено фотографировать, но это фото сделать разрешили, ибо секретов на нем нет.
6.Как и в авиации, в нашей стране ракетные двигатели и сами ракеты делали и делают разные люди и организации. Но в случае ракетной техники люди пересекаются больше. Энергомаш неразрывно связан с Валентином Павловичем Глушко, чье имя он носит. Его биографию нам подробно изложили, но пересказывать не буду.
7.Объединение "Энергомаш" выпускает ракетные двигатели. Головное предприятие расположено в Химках. Есть филиалы и в других городах.
В каждом пятом пуске в мире в 2021 году участвовали российские двигатели производства НПО «Энергомаш». Они успешно отработали в 24 пусках, совершенных из России, США и Гвианского космического центра. Советские Р-1, «Восток» и «Космос», российские «Союз-2», «Протон-М», «Ангара», американские Atlas 5 и Antares, южнокорейская KSLV-1 - во всех этих ракетах используются двигатели с химкинской пропиской.
В числе двигателей "Энергомаша" и РД-170 - самый мощный в мире, использовался в первой ступени ракеты "Энергия", и РД-180/181 - двигатель для американских ракет "Атлас" и "Антарес".
8.
Для разных случаев выпускают различные ракетные двигатели (РД). Те, модели которых начинаются на 1, в качестве окислителя используют жидкий кислород (а в качестве горючего чаще всего керосин, реже водород). Кислород-керосинные РД экологически не очень вредны, однако жидкий кислород не может долго храниться в баках ракеты, и ракету приходится заправлять непосредственно перед запуском. Это сравнительно долгая процедура, поэтому такие двигатели не могут использоваться на военных ракетах.
Другой вариант - на высококипящих компонентах ("народное" название - гептил). Такая ракета может стоять заправленной, но горючее, а особенно окислитель, очень ядовиты. Поэтому для космоса выпускаются кислородные РД, для военных - РД на высококипящих компонентах.
Тем не менее, известная и на сегодняшний день наиболее мощная отечественная ракета "Протон" ("Энергия" сейчас не летает и восстановлению, к сожалению, не подлежит) использует двигатели на высококипящих компонентах. Связано это с тем, что в момент её появления (середина 1960-х годов) не получалось создать достаточно мощный кислородный РД.
Этой ракетой до сих пор запускают либо что-то очень тяжёлое (например, блоки МКС), либо что-то очень далеко (на Луну с возвратом или с луноходом, либо дальше).
9.
10.
11.Девочки преисполнены восхищения и сознания, что постичь премудрости ракетных двигателей - безнадежная задача.
Двигатели проходят огневые испытания. Двигатели 200-х серий (гептильные) производятся в Перми. Когда-то они производились в Химках, и во время испытаний над городом появлялось ядовитое облако. Специально выбирались моменты, когда дул юго-западный ветер ("Энергомаш" к северо-востоку от жилой части города), и вся гадость летела на Шереметьево. Теперь огневые испытания гептильных двигателей проводится в глухой Пермской тайге, где не наносят ущерба по крайней мере людям (насчет тайги неясно).
12.
А на испытательном стенде "Энергомаша", как нас заверили, проходят испытания только экологически чистые кислородные двигатели
(фото с официального сайта администрации г.Химки)
13.Хотелось бы верить, ибо этот самый стенд виден в наше окно
(фото
varandej)
Экскурсия замечательная, длилась она существенно больше оговоренного времени. Она включает короткую лекцию и осмотр экспонатов демонстрационного зала. Фотографировать можно только на телефон, сначала нам долго объясняли. какие фото делать можно (общий план), какие - нет, по факту никто препятствий при съемках в помещении не чинил, надеюсь, я ничего лишнего не сняла. Экскурсия состоялась в декабре 2021 года.
Хорошо, что есть возможность приобщиться к тому, чем действительно можно гордиться. Тем более, в городе, где ты живешь.